Взаимодействие Церкви с исправительными учреждениями в г. Кирово-Чепецке. (Игумен Прокопий (Казаков))

in Книги category

В православном катехизисе написано: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Церковь основал на Земле Сам Господь наш Иисус Христос: «и Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18)». Днем рождения Ее принято считать день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов (Деян. 2: 1-4).
Имевшая быть по намерению Своего Основателя видимым обществом верующих, Церковь от Своего же Основателя получила и определенное видимое устройство. Так, Он Сам учредил в Своей Церкви видимую иерархию и облек ее властью учить, священнодействовать и управлять в Церкви, поставляемую для такого служения Духом Божиим. Сам же Он установил особые видимые внешние священнодействия (Таинства), которые, как внешне, так и внутренне должны объединить общество верующих в Него или образовать Церковь.
Никакие общества или союзы не учреждаются без определенных целей. Так и Церкви Божественной волей ее Основателя указана своя цель, цель особенная, отличная от целей всех естественных союзов. Цель основания Церкви связана с целью воплощения Сына Божия. Как Он был послан Отцом взыскать и спасти погибшее (Мф. 18: 11), привести всех в Царствие Божие, так и Церковь Им основана для той же цели, т.е. чтобы в недрах ее все обретали спасение чрез усвоение плодов искупления, пока не будет достигнута цель. Отсюда высшая задача Церкви, как продолжательницы дела Христова, – спасение человечества, состоит именно в том, чтобы совершать просвещение и возрождение грешных людей к новой, святой жизни, воссоединять их со Христом и Богом и таким образом приводить в Царство Божие.
Такая цель Церкви ясно указана апостолом Павлом: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5: 25-27)». Следовательно, святость ее членов есть цель, которой должна достигать Церковь данными ей средствами.
Тот же Апостол учит: «И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 11-13)». По этим словам, цель, к которой должна стремиться Церковь, есть распространение Ее во всем мире, полное и истинное познание ее членами Сына Божия, духовное совершенство человека, воссоединение с Богом. Плодом этого всего является Жизнь Вечная.
Являясь Богочеловеческим организмом, Церковь имеет не только небесную природу, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с «миром сим», в том числе с государством. Все христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, памятуя, что всякая душа должна быть покорна высшим властям (Рим. 13: 1), и, одновременно, помня Христову заповедь отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20: 25). Но человеческая греховность порождает преступления – нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем, понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.
Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15: 19). Необходимо также признать, что, подчас, преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами – терроризм и тому подобное.
Для сдерживания проявлений беззакония государство создает правоохранительные органы, целью которых является предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, их совершивших. Однако важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и, даже, не только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед Церковью.
Совершенное и осужденное по закону преступление предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от преступника и в пресечении его противоправной деятельности. Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего.
Творец, устанавливая наказание преступникам, говорит Израилю: «истреби зло из среды себя (Втор. 21: 21)». Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так, полагая наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: «весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла (Втор. 13: 11)».
В Притчах Соломоновых читаем: «если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление (Притч. 19: 25)». Ветхозаветная традиция знает несколько видов наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание, денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные нужды.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и штраф сохраняются в качестве наказания и в современном мире. Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его исправлению. Вместе с тем, важно, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались опасности, а на их нравственное состояние не влиял пагубный пример других узников. Для этого государство призвано заботиться о заключенных, и в этой заботе ему должны помогать общество и Церковь.
В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: «в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25: 36)». История сохранила множество примеров помощи святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении. Русская православная традиция искони предполагала милость к падшим. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, обратился в тюремной вологодской церкви к заключенным с таким словом: «Не для обличения вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам утешение и назидание. Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами своими приблизилась к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к ней верою, покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь простирает со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и прейдете от смерти в жизнь!»
Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь должна устроять там храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными, распространять духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их непосредственного нахождения. Заслуживают всяческого поощрения переписка с осужденными, сбор и передача одежды, лекарственных препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность должна быть направлена не только на облегчение тяжелой участи заключенных, но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных душ. Их боль является болью всей Матери Церкви, которая радуется радостью небесной и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10).
Данная концепция по взаимодействию с пенитенциарной системой является не просто словом, но и делом Православной Церкви, осуществляемым по всей России, в том числе и в Вятской епархии. Между Управлением Федеральной службой исполнения наказания по Кировской области и Вятской епархией подписано соглашение о взаимном сотрудничестве. При епархии создан отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
У нас, в г. Кирово-Чепецке, находятся три исправительные колонии: ОР216/5, ОР216/11, ОР216/12. Посещение этих учреждений православными священнослужителями началось в 1997 году. По их инициативе и при активном содействии руководителей колоний в каждой были созданы молельные комнаты. Поочередно, по воскресным дням, их посещал священник, имеющий на то благословение, совершал по просьбе заключенных различные требы или проводил беседы на духовные темы, отвечал на вопросы. В то же время здесь начали действовать церковные библиотеки.
До 2005 г. ни в одной колонии не было храма или часовни, где бы могли совершаться богослужения. Год 2005-й стал знаменателен тем, что на территории исправительной колонии ОР216/11 в короткие сроки был возведен храм: в июне 2005 г. состоялось соборное служение чина закладки нового православного храма, а уже в декабре состоялось его освящение во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Теперь каждый крещенный в православной вере осужденный получил возможность еженедельно молиться на богослужении и причащаться Святых Христовых Таин.
А в июле 2007 года состоялось освящение места под строительство храма в колонии ОР216/5, где содержатся осужденные, совершившие преступление впервые, в основном это молодые люди до 25 лет.
Священники Всехсвятского собора г. Кирово-Чепецка принимают участие в работе различных семинаров, конференций, круглых столов по вопросам взаимодействия Церкви и правоохранительных органов, передавая свой опыт по духовному окормлению осужденных и перенимая опыт своих коллег.
В заключении же следует сказать, что именно преумножение в себе благодати Божией является главной целью человеческой жизни и получить эту благодать человек может, только живя в общении с Церковью. А стать членом этого Богом установленного общества призван каждый человек, даже если он является осужденным, потому что Господь пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5: 32). По этой-то причине во многих исправительных колониях, в том числе и в городе Кирово-Чепецке, устрояются храмы и молитвенные комнаты, где православные пастыри совершают свое служение, приводя людей в Царство Небесное.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.