Вятская епархия в XVIII веке

В 1700 году с упразднения патриаршества начинается период петровских преобразований в церковных делах. Однако, как говорили еще в старину: «На Вятке свои порядки». Еще целую треть века Вятская епархия усилиями своих архиереев – архиепископа Дионисия (1700-1718) и архиепископа Алексия (1718-1733) – оставалась как бы в стороне от новых веяний и стремилась удерживать прежние традиции церковной жизни.
К тому времени Вятская епархия уже насчитывала 319 храмов, более 30 монастырей. Несмотря на запрет Петра I возводить каменные церкви, на Вятке их строительство не прекращалось. Не исполнялось и требование о прекращении строительства часовен. Даже болезненная для страны монастырская реформа и введение церковных штатов здесь почти никак не сказались. Все это было сознательной церковной политикой, которую проводили вятские владыки Дионисий и Алексий, рисковавшие не только своим местом, но и свободой и даже жизнью (известно, что архиепископ Алексий из-за связи с царевичем Алексием подозревался Петром I в государственной измене).
Петровская эпоха началась на Вятке после смерти Петра I с приездом сюда епископа Лаврентия (Горки) (1733-1737). Это был архиерей совершенно другого склада, принадлежавший к числу «птенцов гнезда Петрова». В нем сказались все плюсы и минусы наступившего Синодального периода.
Одной из самых главных забот владыки Лаврентия стало создание в Хлынове славяно-греко-латинской школы. Но в осуществлении своего намерения он столкнулся с упорным нежеланием духовенства отдавать своих детей в школу. Владыка жаловался Синоду: «Вси единодушно на мое зло настроены и развращены, вси безмерно на соблазно прочим распустилися; вси не слушают: иные бегают, другие укрываются, а когда что и послушают, на вред моему смирению чинят, и неисповедимые покости мне делают». Дело доходило до нападений на архиерейский дом с дубинами и кирпичами. Много усилий пришлось положить епископу Лаврентию, чтобы сломить оппозицию и положить начало развитию духовного образования на Вятской земле.
Неприятие со стороны вятчан встретило и стремление епископа Лаврентия исполнить Петровский указ, запрещающий проведение крестных ходов. Попытка отменить Великорецкий крестный ход не увенчалась успехом.
На протяжении последующих десятилетий XVIII века действия епархиальной власти определялись церковной политикой правительства. Большинство вятских архиереев недолго пребывали на своей кафедре, в практику вошло часто перемещение.
Вплоть до конца XVIII века правительством и Синодом решался вопрос о границах Вятской епархии. Еще в 1764 году специальная комиссия по церковным имениям занялась росписью храмов по отношению их к кафедральным городам. В результате этой работы возникла страшная путаница в границах между Казанской и Вятской епархиями, которая устранилась только тогда, когда было решено совместить административные границы епархий и губерний. С 16 октября 1799 г. епархия стала именоваться Вятской и Слободской.
В результате всех этих преобразований в епархию вошло немало районов населенных нерусским населением. XVIII век стал временем начала миссионерской деятельности. Особенно много для становления миссии среди вотяков сделал епископ Вениамин (Сахновский). Неслучайно многие вотяки тогда носили фамилию Владыкин и отчество Вениаминов – как крещенные самим владыкой.
Мощным ударом по жизни епархии стала реформа 1764 года по секуляризации церковно-монастырских земель. Как уже отмечалось, в Вятской епархии было более 30 монастырей. После реформы штатными монастырями оставлены только 5, да еще заштатных – 2. Потребовалось более 100 лет до того момента, когда вновь заметно оживится монастырская жизнь и явит не только новые монастыри, но и великих подвижников духа, таких как преп. Стефан Филейский – укоренивший традиции афонского старчества на вятской земле, автор многочисленных работ, написанных для простого народа; его ученик и продолжатель традиции старчества – преп. Матфей Яранский; духовное чадо преп.Серафима Саровского игуменья Слободского Христо-Рождественского монастыря Пульхерия (прославлена РПЦЗ); настоятельница Покровской общины игуменья Февронья и др.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.