Вятская епархия в 1657 – 1758 годы

В 1904 году была создана Вятская губернская учёная архивная комиссия, куда вошли исследователи истории и культуры Вятской земли. Как отмечают современные исследователи, «Вятская губернская учёная архивная комиссия работала немного времени – всего четырнадцать лет, но зато каких! За столь короткий срок сотрудники <комиссии> подготовили и издали 46 выпусков «Трудов» - больше, чем любая из основанных в начале ХХ века архивных комиссий России».
Деятельность комиссии никакой прибыли не приносила – и поэтому финансировалась за счёт организаций и частных лиц. И вот в конце 1915 года один из финансистов – Губернское земское собрание – неожиданно заявило: «Комиссия разрабатывает односторонне исторические материалы. Большинство её членов духовные лица и потому они интересуются преимущественно церковными архивами. Надо протестовать против этой односторонности».
Голословность обвинений, безапелляционность взглядов были характерны для образованного предреволюционного общества. Ведь даже без громких заявлений можно было узнать: из 89 членов комиссии было всего 12 батюшек, и при составлении материалов активно использовались многочисленные светские архивы.
Но нет худа без добра. В своём ответе губернскому собранию Вятская учёная архивная комиссия чётко сформулировала значение Церкви и для вятской земли, и для всей России: «Влияние Церкви в жизни русского народа было весьма глубоко; оно сказывается даже там, где меньше всего было ожидать. Проф. Ключевский в «Курсе русской истории» говорит: «Церковь научила великоросса наблюдать и считать время» <…> Вспомним, что и летописи вместе с этим велись преимущественно духовными лицами. И у нас на Вятке в числе первых летописцев известны свящ. Лука Юферев, дьячок Семён Попов. Затем колонизация во многих местах вятского края обязана монастырям. В этом переселенческом движении значительную деятельность проявляли игумены, настоятели и строители монастырей, например, преп.Трифон, старец Гурий, чёрный поп Самсон и друг<ие>. Благодаря монастырям, край оживал и населялся новыми деревнями, сёлами, погостами и т.п. <…> обширна была колонизаторская деятельность Трифонова монастыря в XVII и XVIII вв.; начинаясь от Вобловицкой волости, она настойчиво двигалась к югу и захватывала широкие местности в нынешних уездах – Вятском, Нолинском, Уржумском, Малмыжском по Вятские Поляны.
<…> в древние времена на Руси вообще, а в том числе и на Вятке, особенно в XVII веке вся жизнь сосредотачивалась около церкви, всё творчество преимущественно служило религии и Церкви, и около них сосредотачивалась вся письменность, искусство – живопись, зодчество, резьба и проч.»
«Вся жизнь сосредотачивалась около церкви», - лучше не скажешь. Эти слова служат лейтмотивом всего рассказа о Вятской епархии 17-18-го веков.
На наш взгляд, эту эпоху следует разделить на следующие этапы:
1) 1657 – 1699 годы – со времени открытия епархии до кончины архиепископа Ионы (Баранова).
2) 1700 – 1733 годы. Хотя 1700 год стал годом отмены патриаршества и началом петровских церковных реформ, вятские архиепископы этого времени – Дионисий (Ушаков) и Алексий (Титов) – духом были ближе к старорусскому, допетровскому архиерейству.
3) Третий период, который начался с еп. Лаврентия (Горки), епископа петровского призыва, охватывал 1733 – 1755 годы. Этот период характерен краткостью пребывания епископов на кафедре.
4) Четвёртый период (1755 – 1796 годы) вместил в себя правление епископов Варфоломея (Любарского) и Лаврентия (Барановича). Значительная часть этого периода приходится на правление Екатерины II – с её реформами и преобразованиями, которые глубоко повлияли на жизнь и всей Русской Церкви, и Вятской епархии.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.