Возрождение храмов на территории Кирово-Чепецкого благочиния. (иеромонах Никодим (Полушкин))

in Книги category

Из истории Вятской епархии
Вятская страна - это самобытное и уникальное явление. Воспитанная на основах устройства общественно-административной жизни по примеру Великого Новгорода, она долгое время не могла перестроиться на новые рельсы, как духовной, так и внутренней хозяйственной жизни. Еще долго вечевой сход решал, какого священника пригласить на служение. И не сразу исчезло такое положение, когда священник наравне с языческим жрецом являлись духовными руководителями, последний даже в большей степени пользовался доверием местных жителей.
Е.Е. Голубинский так описывал состояние духовной жизни на Вятке: «В отношении церковном Вятка XV века представляет из себя то чрезвычайное явление, что в смысле административном она находилась, так сказать, вне Русской церкви: вольная община имела у себя священников, которых получала и доставала из соседней Руси, но не состояла под властью никакого русского епископа. Такое исключительное церковное положение имело следствием то, что вятчане были христианами более по имени, чем на деле».
Неслучайно, видя такое положение дел, московский митрополит Геронтий неоднократно обращался к жителям Вятской земли с «увещательными» грамотами, грозя всевозможными духовными карами, указывая на подчинение Москве для упорядочивания административно-церковной жизни.
С подчинением Москве в 1489 г. духовное управление на Вятке переходит к митрополиту Московскому, а с 1555 г. она входит в состав новообразованной Казанской епархии. С 1589 г. (учреждения патриаршества на Руси) становится частью патриаршей области.
В 1657 г. на Руси была учреждена еще одна епархия, получившая название Вятской и Великопермской. Новая епархия по своей территории была одной из самых обширных в Русской Православной Церкви. В нее, кроме непосредственно Вятской земли с Хлыновским, Котельническим, Орловским, Слободским и Шестаковским уездами, входили переданные из подчинения Вологде Пермь Великая, Чердынь, Соль Камская, Кайгородок, Кунгур с уездами. С той поры наша вятская земля обрела свой духовный центр.
В 1789 г. Вятская и Великопермская епархия была разделена на две: Пермскую и Вятскую. С этого времени начинается самостоятельная жизнь Вятской епархии с духовным центром в городе Вятка. Это самым положительным образом отразилось на жизни епархии: увеличивается количество храмов и монастырей, заметно прибывает число духовенства. Внутреннее обустройство епархии продолжалось вплоть до начала ХХ века. В 1909 г. в ее состав входило 57 благочиннических округов, числилась 1571 церковь и 13 монастырей; действовали: духовная семинария, восемь духовных училищ, более 750 церковно-приходских школ.

Православная жизнь г. Кирово-Чепецка – центра Кирово-Чепецкого благочиннического округа
Наше Кирово-Чепецкое благочиние располагается на территории бывшего до 1917 г. третьего благочиннического округа Вятского уезда, куда входило 13 храмов. Центром благочиния являлся храм Рождества Божией Матери в селе Усть-Чепца. К Рождество-Богородицкой церкви (1736-1852) были приписаны храм Флора и Лавра на городском кладбище (1885) и церковь в деревне Злобино (1908), а также 3 часовни: при деревнях Северюхинской, Шибановской и на старом кладбище.
Однако революционные события, как громом разразившиеся над нашей страной, докатились и до Вятского края. В конце 1920-х – начале 1930-х годов прокатывается волна массового закрытия храмов, сопровождавшаяся изъятием церковных ценностей и метрических книг. Народ пытался отстоять свои святыни, однако все было напрасно, более того, самые активные участники были репрессированы.
Но изменения политической доктрины государства, начавшиеся в 1985 г., появление гласности, свободы слова, мысли, вероисповедания - внесли существенные коррективы во взаимоотношения Церкви и государства.
Указом митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа в 1988 г. в город Кирово-Чепецк был назначен протоиерей Николай Федько. Это назначение явилось отправной точкой в деле становления духовной жизни, как города, так района. После регистрации церковной общины, ей было передано деревянное здание барачного типа в городском микрорайоне Боево, которое и стало первым храмом в городе в новейшее время, посвященном Всем Святым, в земле Российской просиявших.
Видя духовный вакуум города, припоминая слова Христа Спасителя о значимости слова в деле спасения, трудами отца Николая в 1989-1990 учебном году открывается первая в Вятской епархии воскресная школа. В это же время осуществляется закладка нового двухэтажного собора на берегу реки Вятки, нижний придел которого был освящен в 1997 г. в честь Рождества Божией Матери.
Одним из самых ярких и знаменательных событий в жизни Вятки явился визит Святейшего патриарха Алексея II в 1993 г. - первый визит патриарха в епархию за всю историю ее существования. Его Святейшество посетил и г. Кирово-Чепецк. В своем слове он особо отметил строительство величественного храма в городе, по масштабам сравнимое с храмом Христа Спасителя в Москве.
Проявляя заботу о пожилых, в доме-интернате для престарелых и инвалидов открылась церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
С 2000 г. распахнул свои двери летний православный лагерь в д. Васькино. По началу это были робкие шаги по совмещению летнего отдыха ребят и знакомству их с основами православной культуры. За 7-летний период работы сформировался сплоченный коллектив воспитателей, был накоплен богатый опыт по работе с молодежью и, самое главное, приобретена любовь детей к лагерю.
В 2000 г. в микрорайоне Каринторф была освящена церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона, переоборудованная из здания бывшего дома культуры.
В 2004 г., по благословению Священного Синода РПЦ, в г. Кирово-Чепецке учрежден женский Свято-Никольский монастырь, в котором несут свое послушание около десяти сестер.
В 2005 г., на первом этаже переданного церкви многоэтажного здания по ул. Железнодорожной, был освящен храм во имя равноапп. Кирилла и Мефодия. В планах благочинного разместить в этом здании центр по работе с молодежью, кабинеты для приема больных, актовый зал и освятить еще один храм.
В том же году была освящена церковь во имя вмц. Анастасии в ИТК № 11. По этому же примеру, не так давно, освящено место под строительство храма в ИТК № 5.
В 2007 г. первый храм в микрорайоне Боево был разобран из-за аварийного состояния, а на его месте планируется строительство нового каменного храма во имя блгв.кн. Александра Невского, проект которого уже согласован и утвержден.
Из приведенных статистических данных по городу Кирово-Чепецку можно видеть возрождение и весьма динамичное развитие духовной жизни. Однако количество людей, постоянно посещающих храм, невелико - менее 5%, от всей численности проживающих в городе людей. Хотя по данным последней переписи православным считает себя порядка 70 % населения. Проблема здесь, на мой взгляд, лежит в недостаточной воцерковленности людей, некоторой пассивности со стороны духовенства в деле миссионерского служения (а в тоже время и нехваткой кадров для несения этого служения в церкви), слабой информированности о жизни местной православной общины и, в то же время, отсутствием всякого интереса у большинства людей к этим вопросам.
Так или иначе, но перманентность слов Христа Спасителя о миссионерском служении каждого христианина в своей жизни остается. Уровень развития, жизненность нравственных христианских ценностей зависят, прежде всего, от каждого из нас: от тех поступков, которые совершаем, от тех слов и мыслей, которыми живем и руководствуемся.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.