В традициях вятских мастеров

Внешний облик древнего храма города Нолинска — Николаевской церкви производит безрадостное впечатление. Монументальный столп полуразрушенной колокольни ранее состоял из пяти последовательно уменьшающихся ярусов, отмеченных небольшим выносом скромного карниза.
Храм состоит из трех разновременных построек: основного приземистого четверика, длинной трапезной и устремленной ввысь колокольни. Особый интерес представляет четверик храма, выстроенный мастерами каменных дел Григорием Жуковым «со товарищи» Осинцевым, Соколовым и Москвиным в 1724 году и являющийся одной из последних построек первого этапа каменного строительства на вятской земле.
Здание поражает виртуозно выполненной замысловатой каменной орнаментальной вязью на стенах фасада в традициях, выработанных тридцатилетним развитием местного зодчества. Обработка фасадов храма удивляет многообразием форм и их динамикой. В обрамлениях окон и порталов почти не встретишь повторении, хотя ассортимент деталей, из которого мастера каменной резьбы создали великолепные узоры, невелик: точеные балясины, витые жгутики, зубчики, валики и полочки, розетки и колонки.
Тонкие, вытянутые на всю высоту фасадов сдвоенные полуколонки, членящие южный фасад на три части и отмечающие углы основного объема, способствуют динамике здания, стремлению архитектурных форм вверх.
Повышенная декоративность кирпичного убранства, пластическая разработка декоративного оформления фасадов постройки придают архитектуре скульптурную выразительность и праздничную нарядность. Образный язык декора отличает самобытность и оригинальность художественного почерка мастеров местной школы зодчества, воспринявших и переработавших мотивы московской архитектуры середины XVII века, веяния архитектурно-художественных направлений соседних областей и создавших в результате свой собственный «язык» — оригинальный, яркий и красочный. Кирпич в их руках походил скорее на дерево. Во всяком случае, в кирпиче, как и в дереве, с поразительной виртуозностью и изобретательностью были выполнены всевозможные архитектурно-скульптурные детали, обогащающие орнаментику фасадов.
Великолепно оформленный объем храма несет высокий купол, к сожалению, ныне лишенный своего ярусного завершения, состоявшего из двух световых барабанов, последовательно поставленных друг на друга и увенчанных шатриком. Подобное завершение храм получил не сразу. Первоначально его венчал деревянный шестерик (построенный, видимо, из-за нехватки средств вместо каменного), который к 1760-м годам обветшал и был перестроен по образцу ярусных церквей города Хлынова в камне. В результате бесстолпный простой объем храма приобрел вертикальную, стремящуюся ввысь направленность архитектурных масс. Тенденция к подчеркнутому вертикализму, росту вверх была одной из главных особенностей местных храмов в 50-х—60-х годах XVIII века.
Ярусный тип здания, выработанный в строительстве вотчинных храмов Подмосковья, в конце XVII века был быстро воспринят провинциальными архитектурными школами. В северо-восточном районе России он впервые появляется на земле Великого Устюга, северного соседа Вятки, где претерпевает значительные изменения. Вместо московского ярусного типа «под колоколы» здесь разрабатывается новый тип церковного здания, кубический объем которого завершается двумя световыми восьмериками. Нижний малый восьмерик объемного завершения московских церквей, служащий ярусом звона, великоустюжские мастера использовали в своей практике в качестве светового барабана. Этим приемом они достигали увеличения высоты храмового интерьера и выразительности силуэта здания. Динамичная композиция ярусного храма, заимствованная из архитектуры Великого Устюга, пришлась по душе вятчанам, широко применявшим ее в культовом строительстве. Пример тому — церковь в Нолинске.
Переход от холодного храма к главам завершения смягчен фронтонными полукружиями. Уводя взгляд за горизонталь четверикового фасада, они подчеркивали центральную ось, которая продолжалась, в расположенных один над другим восьмериках завершения. Ярусное завершение в сочетании с «пряничностью» архитектурной декорации, свойственной самым древним каменным храмам Вятки, сообщало постройке своеобразие и необычный колорит.
Сейчас храм выглядит уныло и неприглядно: время оставило на нем свои следы. Но хочется верить, что еще один «образ седой старины» будет возрожден.
Из книги И.Беровой "Прогулки по старой Вятке".

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.