Церковь Божьей Матери «Утоления скорби и печали»

Строительство большого каменного корпуса с трехпридельной церковью вдоль северо-западной границы монастыря было «исходатайствовано» у епархиального начальства игуменией Емерентианой. Настоятельница стремилась не только умножить число жилых помещений для увеличившегося штата послушниц. Она желала возвести в обители церковь, посвятив ее иконе Божьей Матери «Утоления скорби и печали», перед чудотворным образом которой дала обет построить храм. Кроме того, новая церковь позволила бы восстановить приделы Ильи Пророка, святых исповедников Гурия, Соломона и Авива, упраздненных во время расширения Преображенского храма, а также украсить монастырский ансамбль третьим культовым сооружением, которое, несомненно, должно было превзойти как размерами, так и красотой все более ранние строения.
Работы, начатые в 1870-е годы, велись на средства от добровольных пожертвований и имеющихся в казне накоплений. Проект, заказанный архитектору А.С. Андрееву, был утвержден Строительным отделением губернского правления в 1871 году, а в 1882 году новый храм, занявший верхний этаж корпуса, ориентированного на запад, был освящен. Домовая церковь в 1901 году была переустроена с расширением прилегающего к ней северного крыла здания со стороны двора уже под руководством И. А. Чарушина.
Импозантное масштабное сооружение, состоящее из разновеликих объемов, играет активную роль в организации монастырского ансамбля и городской площади. Ради выразительности силуэтов двухэтажные прямоугольные в плане корпуса на подвалах, соединенные под углом, по оси фасадов обогащены трехэтажными ризалитами. Средняя часть северного крыла здания увенчана фигурным фронтоном, представляющим эффектную композицию из трех арочных дуг. Введение сложных фигурных завершений продиктовано градостроительными соображениями.
Центр композиции выглядит особенно нарядно: гладкие и каннелированныс пилястры, спаренные колонки, членящие стены ризалита на прясла, розетки в круглых нишах фронтона, фигурные пилястры, белокаменные вазоны в заверше нии и узорный «фриз» трехцентрового антаблемента.
Декоративное решение фасадов представляет одно из направлений эклектики, ориентированное на барокко и псевдорусский стиль. В оформлении фасадов преобладают горизон тальные элементы: низкий цоколь, междуэтажные тяги и венчающий карниз, подчеркнутый аркатурным пояском. Оси проемов с арочными перемычками на протяженных фасадах совпадают в обоих этажах. Общность формы и ритма оконных проемов подчеркнута одинаковыми для обоих корпусов мотивами декора — гладкие рамочные наличники с ушками фартуками, схематично воспроизводящие лепные обрамления окон стоявшего недалеко кафедрального собора, пучки безордерных колонок на углах здания, простые профили карнизов.
В облике домовой церкви «Утоления скорби и печали», расположенной по центру западной части здания, воспроизведены мотивы русского зодчества XVII столетия.
Храм обладает своеобразным силуэтом. Три лучковые главки с крестами располагались над щипцовым центром композиции и по бокам аттиков. Шатровые крыльца, фланкировавшие центральный портал, придавали парадность фасаду, обращенному на городскую площадь.
Колонки, ширинки, кокошники с килевидным повышением над окнами, кубышки и сложнопрофилированные архивольты порталов отличает дробность, сухость проработки деталей. Несмотря на тщательное исполнение декоративного орнамента, что отражало возросшие возможности строительной техники, архитектурный «наряд» храма значительно уступает пластичности творений зодчих старой Руси, с таким блеском проявившийся в местных памятниках рубежа XVII—XVIII столетий.
Планировочная организация внутреннего пространства — коридорная. Сквозной коридор по продольной оси делит интерьер на две части, разбитые на ряд комнат, где размещались ремесленные мастерские (иконописная, «для производства золочения по материи», позолоты и резьбы по дереву, золотошвейная, столярная, чеботарная), жилые кельи, трапезная и церковно-приходская школа. Храм «Утоления скорби и печали», занявший два этажа центральной части корпуса, по отзыву жителей города Вятки, считался одним из лучших в городе: «высок, просторен, светел и весьма благолепен».
Из книги Ирины Беровой "Прогулки по старой Вятке".

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.