Роль православной культуры в формировании нравственных и духовных ценностей в современной школе. (Л.И. Бузмакова)

in Книги category

Православная культура составляет основу традиционной культуры народа, то есть тех обычаев и традиций, корни которых уходят в глубокую древность. Она предохраняет человечество от деградации и даже, возможно, от физической гибели, сохраняя моральные ценности человечества, оберегает духовные устои жизни общества. Она способствует сохранению культурного наследия страны. Традиционные религии стараются отстоять неизменность жизненных устоев. Они предотвращают нарушение людьми общепринятых норм поведения. Религия освящает своим приоритетом сложившийся порядок и государственную власть, но не только благословляет «сильных мира сего», но и является их духовным наставником, а часто и беспощадным критиком.
Изучение православной культуры, в основном, включено в курс истории и обществознания. В содержании новых учебников по истории России изменилось отношение к церкви. В текстах учебника делается упор на патриотизм, мужество, огромный миротворческий вклад служителей церкви, их высокие моральные качества. В качестве иллюстраций к тексту включены изображения православных икон и храмов.
Опыт преподавания обществознания показал, что детей очень интересуют вопросы, связанные с верой в Бога: «Зачем люди ходят в церковь?», «Что такое пост?», «Почему при крещении человека окунают в воду?» Но вопросы православной веры в средней школе не раскрываются нигде: ни в курсе истории, ни в курсе обществознания. Например, в 6 классе на уроке истории изучают, что Владимир Красно - Солнышко крестил киевлян в Днепре, без объяснения смысла этого церковного таинства. В учебнике обществознания для 8 класса (автор О.В. Кишенкова) приводятся цитаты из Библии. Например: Эпиграф к §3.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное;
Время убивать, и время исцелять;
Время разрушать, и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни;
Время обнимать и время уклоняться от объятий.
Библия. Книга Екклесиаста.
Обратите внимание на задание, которое ученики должны выполнить, проанализировав эти слова: «В каком смысле мудрец использует понятие времени? Какое свойство времени раскрывает данное высказывание? Можно ли это свойство проиллюстрировать графически?»
А учителю придется объяснить, что такое Библия, из каких книг она состоит, какой философский смысл заключен в этих словах и кто этот мудрец.
Если следовать современным программам преподавания, то серьезный разговор о том, что такое религия, можно начинать лишь в одиннадцатом классе при изучении темы «Мировые религии». Рассматриваются буддизм, ислам, иудаизм, католицизм, протестантизм, православие. На этих уроках нужно объяснить ученикам, что мы знакомимся с разными религиями не для агитации и обращения их в какую-либо веру, а для того, чтобы они знали принципы взаимоотношений между людьми с разными, в том числе религиозными, убеждениями. Учитель должен подчеркнуть, что в жизни нередко приходится общаться с людьми, убеждения которых (в том числе и религиозные) не всегда совпадают с нашими собственными. Следует рассказать, как построить общение с ними, не уронив достоинства, не вызвав вражды и неприятия с их стороны.
Часто бывает, что следует обращать внимание на некоторую формальную сторону: правильно назвать сан священнослужителя, имя собеседника; соблюсти некоторые необходимые правила поведения (для разных религий они различны). Превратить человека, придерживающегося других взглядов, особенно религиозных, в своего врага очень просто, а вот обратить противника в друга значительно сложнее. Здесь необходимо проявить уважение и терпимость. К таким вещам, как религиозные обряды и церемонии, следует относиться очень ответственно. Нельзя относиться к ним как к «модным». Надо знать, что проявить лицемерие гораздо опаснее, чем повести себя неверно от недостатка знаний. Нередко мы посещаем храмы и святые места как экскурсанты или (что греха таить) как простые зеваки. Нужно знать, как себя вести, чтобы не оскорбить чувства верующих людей, если вы пришли в храм не для молитвы, а из любопытства.
Хотя среди моих учеников нет представителей других конфессий, кроме православных христиан, все занятия веду по единому плану: исторические условия возникновения, регион распространения, основные утверждения, состав священных книг, пример молитвы, основные обряды, праздники, посты и памятные даты.
Здесь создаются благоприятные условия для введения краеведческого материала. Вполне уместно совершить экскурсию для осмотра и изучения архитектурно- исторических памятников, находящихся вблизи школы. Опыт показал, что такие учебные прогулки очень эффективны и надолго запоминаются детьми. Опыт показал, что на уроке о православии задается не меньше вопросов, чем при изучении буддизма или ислама. Дети, крещенные родителями в православную веру, не слышали ни одной молитвы, не могут перекреститься, знают только названия основных религиозных православных обрядов. Когда я, в качестве примера православной молитвы, прочитала наизусть «Отче наш», в классе на минуту установилась удивленная тишина, и в этой тишине прозвучал вопрос: « А что это Вы сейчас сказали?». Вообще, когда на уроках или во внеурочной деятельности дети задают мне вопросы, касающиеся религиозной веры, я чувствую себя как партизан на допросе: как бы не сказать чего-то такого, что говорить нельзя.
Учителя находятся на распутье: с одной стороны, каждый думающий гражданин видит, что в последнее десятилетие возрождаются и строятся новые храмы, телевидение постоянно транслирует посещение церквей нашим президентом, министрами и депутатами, появилось множество литературы и печатных изданий религиозного содержания. Дети все это видят, задают вопросы, на которые я часто не имею права ответить. Почему?
Потому что наша школа светская и нет никаких нормативных актов по поводу того, как нужно освещать вопросы православной веры в средней школе. Я обращалась с этим вопросом ко многим людям: к священникам, автору учебников обществознания О. В. Кишенковой и везде получала примерно одинаковый ответ - только культурологический подход, «изучать, но не обучать».
Конечно, легко декларировать такой лозунг в изучении вопросов религии, но непонятно, до какой степени этот подход должен распространяться. Иконы - произведения искусства, храмы - памятники архитектуры и только. Тогда как называть служителей церкви - музейными хранителями? А хору певчих после исполнения «Аллилуйя» можно аплодировать? В учебнике истории отражен исторический факт, что главнокомандующий Жуков облетел осажденный Сталинград с иконой Божией Матери. Но если икона просто произведение искусства, то для чего с картиной летать над городом? Почему, когда я, говоря про ислам, читаю суру из Корана с листа, то это считается изучением религии, а когда я по памяти могу прочитать «Отче наш» или «Верую», то это – обучение религии. Когда я знакомлю детей с десятью заповедями, обращая внимание только на некоторые из них, то это рекомендовано программой, а если я скажу, что они написаны в Библии, предупредив, что Евангелие нужно читать стоя, то это уже обучение религии.
Когда мы с детьми из художественной школы были на экскурсии в музее имени братьев Васнецовых, экскурсовод в зале древнерусской живописи больше часа рассказывала нам об истории Великорецкого крестного хода и чудотворных иконах святителя Николая Великорецкого. Дети слушали ее как завороженные. А я стояла, слушала и от удивления «потеряла дар речи»: она говорила так, что возникала стопроцентная убежденность в том, что эта икона творит чудеса, ни разу не сказав присказку, которую я повторяю по пятнадцать раз за урок: «По мнению сторонников православной веры…». Разве художественный музей не государственное учреждение?
На уроках обществознания постоянно возникают ситуации, когда ученики задают вопросы о православной вере не с точки зрения культурологии, а именно желая понять смысл учения о Боге. Я конечно, как могу, отвечаю, хотя понимаю, что нарушаю тем самым принцип культурологического подхода и непоколебимость сформированного научного мировоззрения школьников. Но, с другой стороны, не ответить на вопросы тоже нельзя, потому что спросить им не у кого. Родители, бабушки и дедушки современных детей выросли в пору атеизма в России и поэтому сами ничего не знают. Церкви у нас в селе нет, книг религиозного содержания дети не читают.
Я внимательно слежу за прениями ученых, педагогов и политиков по поводу преподавания основ православия в средней школе и вижу, что дальше обмена мнениями дело не идет. Нужно какое-то точное и конкретное заявление на уровне правительства о том, какие взаимоотношения правительства и церкви в современной России, что преподавание основ православия в средней школе не принесет вреда в деле воспитания нравственных и духовных ценностей нового поколения и формирования у него научного мировоззрения.
Почему-то все мои оппоненты сразу кричат: «Опять в школе Закон Божий!» Конечно же, нет. Но историю христианства на Руси, основные положения православной веры, смысл религиозных таинств, основные заповеди, правила поведения в храме, примеры из жизни святых праведников российских нужно изучать в курсе истории и обществознания. Мы отказались в воспитании детей от коммунистической идеологии, нет пионерии и комсомола, но идеология, как и природа, не терпит пустоты. На месте заброшенной пашни всегда вырастают сорняки. Пока мы панически ищем что-то идеологически другое, выросло целое поколение людей вообще без каких – либо убеждений. Наиболее любознательные посещают собрания сектантов, остальные же тупо смотрят телевизор.
Путь к благополучию в стране, я думаю, идет через души наших детей. Когда у наших учеников возникнет непреодолимое желание в воскресенье утром пойти в храм, взяв с собой младших братьев и сестер, и это станет нормой жизни, потому что так делают все, праздником души, тогда и прибавится порядка в стране. Учение православной церкви имеет огромное дисциплинирующее и воспитательное воздействие на человека. Пусть наши дети не только лицезреют величие православных храмов, но и прочувствуют радость молитвы, умиротворение после исповеди, счастливую усталость Великорецкого крестного хода, и пусть тогда они сами выбирают, как им жить в этом мире.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.