Поселок Фаленки

in Книги category

Льдинки, словно осколки,
На морозном стекле.
Есть поселок Фаленки
На российской земле.
Он лежит – кроме шуток! –
В самом центре страны:
До Москвы – меньше суток,
Больше чуть – до Луны.
О. Любовиков

Есть такое предание. По Сибирскому тракту, звеня кандалами, шли осужденные на каторгу. Шли через Зуевку, Низево, Николаево. Великий Сибирский тракт наводил на местных жителей страх. По окрестным деревням ходили слухи о беглых каторжниках, которые, якобы, живут в соседних лесах.
И однажды с этапа сбежал ссыльный каторжанин Фалей (Фаля). У д.Демаки, он, воспользовавшись небольшим замешательством охраны, скрылся. Путь оказался нелегким: пришлось перебираться через р.Чепцу, болота и дремучий лес. Убедившись, что здесь он в безопасности, Фалей срубил избушку, “замаскировал” ее травой и ветками. А затем ( уж каким образом – о том история умалчивает) каторжанин перевез семью, заимел лошадь, корову. Потом сюда прибежали подобные ему “фали-колодники”/ Постепенно на обжитом месте образовалась деревня, которую после смерти Фалея и назвали Фаленки.
Было это, как считают местные краеведы, в 1896г.
Если верить народным преданиям, то все деревни Фаленского и Зуевского районов основали беглые каторжане.
Научное же объяснение значения слова ”Фаленки” таково: название происходит от финно-угорского языка. “Фал” – протяженная высокая гора, возвышенность; “лай или лей” – ручей или речка; т.е. “Гора над рекой” или “Речка под горой”.
Потом через эти места проложили железную дорогу Пермь – Вятка – Котлас.
Первые статьи о необходимости постройки железной дороги, соединяющей Сибирь и Урал с портами европейской части России, появились в газетах в 1868г. В 1869г. возник первый проект постройки дороги от Перми через Вятку на Котлас. Дорога должна была открыть путь излишкам сибирского хлеба, масла, мяса, кожи и уральскому металлу к северным портам. Но этот проект был вскоре забыт. Через 25 лет вятский губернатор в докладной записке, посланной через министра Витте царю, напомнил о необходимости для Вятской губернии строительства железной дороги. 13 мая 1894г. царь распорядился дать из казны 93 тыс.руб. на проведение изыскательных работ. 20 июля 1894г. газета “Вятские губернские ведомости” сообщает, что в г.Вятку прибыли работники по изысканию трассы Пермь-Котласской дороги. В 1896г. началась прокладка дороги.
Но Фаленок на трассе дороги не было. История строительства железной дороги через Фаленки такова.
Невдалеке от Фаленок была деревня Русская Сада. Здесь жила предприимчивая семья Князевых. Глава семьи занимался в молодости продажей льна, покупая его и у русских и у удмуртов. На средства Князевых в Русской Саде строится церковь и много домов. Младший сын Князева Василий, помогая отцу, думал о развертывании собственного дела. Случай для этого вскоре представился. Прослышав о постройке железной дороги, Василий смекнул, что на этом деле можно хорошо заработать. Но неожиданное известие заставило призадуматься Князевых. Оказывается, железную дорогу собирались строить через Уни,
в то время очень крупное купеческое село, – там уже начали возводить служебные помещения. Князевых такой план совершенно не устраивал – им была нужна дорога через Русскую Саду. И Василий спешно отправился в Глазов. Вместе с глазовскими купцами за огромную взятку он подкупает начальника строительства. И план меняется.
В 1896 начинается строительство железной дороги у деревни Фаленки.
Этот год и можно считать годом рождения поселка Фаленки.
Вскоре дорога была построена. Разгорелся спор о том, как назвать станцию. Фаленские мужики хотели назвать ее в честь своей деревни, дроздовские, жители соседней деревни, – в честь своей. После длительных споров станция получила название Фаленки.
21 октября 1898г. по 200-верстовому участку между Вяткой и Глазовым через станцию Фаленки прошел первый поезд. К этому году относится первое письменное упоминание станции Фаленки – в расписании поездов от Вятки до Глазова. Относилась станция к четвертому разряду и на первых порах представляла собой маленький разъезд. Местность, где располагалась станция, была в ведении Островновской волости.
По временному расписанию поезда ходили один раз в неделю. 200 верст поезд шел 12 часов со средней скоростью 16,5 версты в час.
13 января 1899г. была сдана в эксплуатацию железная дорога Пермь – Вятка. Поезда проходили это расстояние за 30 часов.
Дорога обошлась государству в 36 млн. руб.
Благодаря “железке” в окрестностях Фаленок стали обосновываться купцы, появилась должность жандарма…
Гражданское строительство началось в 1901г. постройкой дома стрелочником Куимовым.
В 1910г. в д.Фаленской было 32 двора, мужчин – 128 чел., женщин – 157. В 1915г. в д.Фаленской с поселком Фаленки 40 домов, 164 чел. мужчин, 193 чел. женщин.
В 1917г. в поселке было около 120-150 жителей, волостное правление находилось в дер. Островное. Были, в основном, купеческие дома, торговля была представлена конторами купцов Князевых, Гырдымова.
В 1918г. создана Фаленская волость, в 1929г. Фаленки стали центром района.
В 1924г. в поселке организуется первое в районе коллективное хозяйство по совместной обработке земли, которое взяло в аренду Изосимовскую мельницу, началось строительство животноводческих помещений. В 1925г. колхоз купил трактор “Фордзон” , в 1947г. на р.Святица была построена гидроэлектростанция. В 1930г. создана МТС.
Все остальные предприятия и учреждения поселка заняты обслуживанием сельхозпроизводителей.
Фаленская селекционная станция - одно из старейших научных учреждений России. Сначала это была Вятская сельскохозяйственная опытная станция. После неоднократных преобразований она окончательно обосновалась в Фаленках в 1937г.
В 1936г. в поселке проживало 800 человек.
По данным 2002г. площадь поселка 1020га, 75 улиц и переулков, население 6,6 тыс. человек ( 2700 хозяйств ).
В поселке больничный городок (вначале был медпункт, в 1935г. – больница на 15 коек), Дом культуры, библиотеки, школа искусств, дом печати, почта, телеграф.
В центре поселка 1 октября 1994г. открыт памятник землякам, погибшим в годы войны, на кладбище установлен памятник воинам, умершим от ран в госпитале, у школы N1 – памятник учителям и учащимся, отдавшим свою жизнь за Родину.
И всегда, во все времена отличает фаленцев по-настоящему задорный вятский характер:
Знай фаленцев: не сдадут, никогда не подведут!
Водим трактор, жито сеем, любо-дорого смотреть!
А при случае сумеем и сплясать, и песню спеть!
Сейчас Фаленки - поселок городского типа, административный центр
Фаленского района и центр Фаленского сельского округа, при железнодорожной станции Фаленки.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.