Почитание святынь

В первую очередь, ступив на вятскую кафедру, Владыка Иона обратился к местным духовным традициям и обычаям вятчан, изучив: не было ли в них народного суеверия или корысти духовенства?
А.Вештомов отмечал, что Владыка Иона «взвеся все оныя (вятские церковные праздники. – А.М.) безпристрастным духом и верою, суеверием непомраченною нашел достойными их быть преданными потомству (выделено мной. – А.М.), яко доказанные писменными, и вероятия заслуживающими изустными преданиями».
Епископ Иона подошел к этому не поверхностно, но, действительно, тщательно исследовал все обычаи, начиная с Великорецкого крестного хода. Причем, его старания полностью совпадали со стремлением «к сохранению неповрежденности обрядов и вероучений» Патриарха Иоакима, который был избран на патриарший престол лишь месяцем раньше вятской хиротонии архимандрита Ионы.
Вот только несколько примеров радения еп. Ионы о вятских святынях.
Он тщательно изучил причины установления городского крестного хода в 4-е воскресенье Великого поста (см. предыдущую главу), благословил его, составив особое соборное изложение. В нём архипастырь писал: «Хвалим и славословим чудотворный <...> образ, и припадающе молимся тебе, владыко человеколюбче, вседержавный царю, да будет божественная твоя благодать изливаема от многочудесного цельбоносного Нерукотворенного твоего образа на страну Вятскую, на грады и веси, людем твоим, с верою ко пречистому твоему Образу притекающим, кланяющимся и просящим милости твоея».
Причем, Владыка Иона в своем изложении изначально делал этот крестный ход именно не приходским, а общегородским, указывая «приходити в соборную церковь от приходских церквей со святыми иконами». В конце он твёрдо завещал: «Сие же наше соборное изложение подобает хранити братии нашей, впредь будущим архиереом, со освященным собором, со всеми православными христианами, по вся лета неотложно и непременно». Что и делалось в 4-е воскресенье Великого поста до конца 1920-х годов, когда крестный ход был запрещён большевистскими властями.
Другой общевятской святыней был образ Архистратига Михаила на камне, обретенный во время пахоты близ с. Курино. В 1675 году Владыка Иона благословил создание Михаило-Архангельского монастыря.
Вятчане также почитали образ Спаса Нерукотворного в г.Орлове, явленный на дереве в 6-ти верстах от города. Епископ Иона благословил создать в Орлове обитель в честь образа, во время путешествия по епархии освятил выбранное под монастырь место и стал первым вкладчиком в новоучрежденную обитель.
Раифская икона Богородицы была пожертвована на Вятку Государем Феодором Иоанновичем и прославилась своим чудесным заступничеством в Смутное время. Позднее здесь была основана Раифская пустынь (на этом месте сейчас находится с.Пышак Юрьянского района). Историк и архивист В.И.Шабалин (1867 – 1923) в своей рукописи о вятской духовной истории утверждает: пустынь была основана Владыкой Вятским и Великопермским Ионой (Барановым) около 1691 года.
Особое место в истории Вятской земли занимает Тихвинская икона Божией Матери, которая спасла не только Тихвинскую обитель от нашествия шведов в Смутное время, но издавна считалась покровительницей всего северо-востока России.
После епископского рукоположения Владыка Иона привез с собой из Тихвина в Хлынов список с Тихвинской иконы. И не просто привез, но соделал Тихвинский образ Богородицы духовным событием вятской истории.
Находилась Тихвинская икона в вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе. Интересно утверждение советских музейных работников, составлявших опись при закрытии собора в середине 1930-х годах: «по преданию, писана архиепископом Ионою» (говорится об этом и в других источниках).
Икона стала одной из главных местных православных святынь. В 1844 году протоиерей Иоанн Куртиев из г.Слободского называл Тихвинскую икону «с особым усердием чествуемой и поныне,» – и сообщал, что «ныне (в 1844 году) иконе оной будет 168 годов» (следовательно, она написана в 1676 году).
Во время общеепархиальных крестных ходов Тихвинскую икону Божией Матери присоединяли к великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила, что, бесспорно, способствовало росту ее почитания.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.