Окно в высшую реальность

in Книги category

- После публикации статей «Страну Вятскую озаряяй чудесы» и «Град наш присно сохраняяй» вы получили приглашение выступить на VII Трифоновских чтениях в Вятке… - Конференция «Обретение святых» проводилась Вятским епархиальным управлением. 24 октября 2001 года я сделал сообщение «Преподобный Трифон и Вятский герб».

В наших статьях и в тексте выступления шла речь об этимологии, об истинном значении названия Вятка. А оно весьма таинственно. Вятший или вящий означает «знатный, старший, высший по силе, величине, власти».

Речь идет, конечно же, о духовном. И мы воочию видим: Вятский Великорецкий крестный ход превратился во всероссийский, а Вятская епархия, фактически, становится митрополией… Здесь, на Вятке, подвизался один из самых удивительных русских святых - преподобный Трифон, по молитвам которого Бог отверз ум его - «разумети книжное писание».

В связи с этим вспоминается интересная мысль о. Павла Флоренского: «Географические местности, связанные с историческими событиями, имеют значение для всего народа, иногда для всего мира, поэтому естественно надеяться встретить в географических названиях знамения грядущего, как бы предчувствие самою страною будущих событий, хотя лишь после самого совершения их знаменательность географических имен становится общедоступной».

- Вновь разгорелась дискуссия о городском гербе. Заинтересовала ли она вас?

- Да. Важно понять, что же такое герб как символ, и для чего он городу. Откроем словарь Владимира Даля: «Герб - род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду». Знаки нашего герба сейчас, слава Богу, известны: по законам геральдики в верхнем поле городского герба должны быть изображены, как в областном (Вятском) гербе, лазоревое облако, рука со стрелою и луком и крест.

- А в нижней части - контуры рек, над которыми раскинулся город. Именно такой вариант, ныне принятый и городской Думой, мы предлагали читателям в предыдущих статьях.

- Слияние рек Чепцы и Вятки похоже на начертание славянских букв У и Ч. С этих букв начинается название старинного вятского села - Усть-Чепецкое (то есть находящееся в устье реки Чепцы). Наше Двуречье стало земным отражением небесного лука, той самой буквой U юпсилон, с которой начинается слово юмнос - гимн, хвалебная песнь в честь Бога. Связаны ли эти реалии между собой? Да. «Есть такое явление, которое можно было бы назвать водописью рек. У каждой реки есть свой почерк: реки выписывают отдельные буквы и оставляют сообщения, которые видны только птицам, поднимающимся на большую высоту», - говорит сербский писатель Милорад Павич в своей повести «Внутренняя сторона ветра». - Кому-то это покажется неожиданным, даже фантастичным… - В таком случае сошлюсь на мнение Отца Церкви, святого Василия Великого: «мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца».

- Вероятно, герб, как и географическое название, тоже может содержать информацию о будущем?

- Это зависит от знаков, изображенных на гербе. Действительно, символ (сюмболон) в переводе с греческого - и знак, и знамение, предзнаменование. Но не всякий знак или аллегория являются символами. «Символ - слово важное и ответственное, - указывает Флоренский, - им не подобает пользоваться зря, без достаточных, и даже весьма достаточных к тому оснований. Символика не измышляется кем бы то ни было, а открывается духом». - Что же, в таком случае, является символом?

- Под символом о. Павел Флоренский подразумевает «реальность, которая несет в своей энергии энергию другой, высшей по ценности, по иерархии реальности». Слово символ происходит от греческого глагола сюмбалло, среди значений которого - «соединять, беседовать, обдумывать, сравнивать, содействовать, помогать» и даже «вступать в бой, сражаться».

Великолепный пример символа - герб Вятской губернии. Его золотой фон напоминает золотые фоны святых православных икон.

«Фон иконы, то есть свет, говоря по иконописному. Обращаю внимание на этот замечательный термин: икона пишется по свету и этим высказана вся онтология иконописания, - читаем мы у о. П. Флоренского в его труде «Иконостас». - Свет, если он наиболее соответствует иконной традиции, золотится, т.е. является именно светом, не цветом. Иначе говоря, все изображения иконы возникают в море золотой благодати, омываемые потоками Божественного света. В лоне его «живем и движемся и существуем», это он есть пространство подлинной реальности». Открываются всё новые смыслы этого таинственного символа: так, эллины называли лук и словом биос, в котором три последние буквы - иос - обозначают стрелу. В то же время слово биос в Евангелии означает имение, или средства к жизни, саму жизнь и время жизни. - А каково ваше мнение о проекте городского герба? - У него есть описание, но нет достойной легенды. (Legenda - в переводе с латинского – «то, что должно быть прочитано»). Думаю, что наш герб обретет более значимые, более высокие идеи, чем те, что заключены в нем сегодня. Тогда герб изменит свой вид, сохраняя при этом систему знаков, и станет настоящим символом города. Тем символом, который, по выражению о. П. Флоренского, является «окном в высшую реальность». А сегодня… Впрочем, еще раз посмотрите на наш герб и прочитайте в Библии пятую главу из Премудростей Соломоновых: «Праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. К отмщению врагам понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И реки свирепо потопят их» (Премудр. 5, 15,16,17,21,22). Чудны дела Твои, Господи!

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.