Образование Вятской и Слободской епархии (конец XVIII–первая половина XIX вв.)

Общая характеристика епархии. Вятские преосвященные.

В конце XVIII в. город Хлынов и вятская провинция входили в состав Казанской губернии. Указом от 11/24 сентября 1780 года было образовано Вятское наместничество, а 18/29 декабря 1780 года оно было открыто, и город Хлынов переименован в Вятку. Во вновь образованное наместничество вошли от Казанской губернии – Козьмодемьянский, Царевококшайский, Казанский уезды, от Оренбургской губернии – Оренбургский и Уфимский уезды. Так же, в состав Вятского наместничества были включены некоторые башкирские селения. Все перечисленные земли вошли в состав образованной в 1798 году Вятской губернии.
Общее число населения по наместничеству составляло 408 517 человек мужского пола, в т.ч. 113 тыс. душ мужского пола на вновь присоединенных территориях, в основном - инородцев. Это ставило новые задачи перед церковным начальством по просвещению присоединенных земель.
Указом Синода от 13 марта1791г. на имя преосвященного Лаврентия, было поручено принять в окормление Вятского епископа 88 церквей в Елабужском, Царевосанчурском, Малмыжском, Уржумском, а так же частично в Нолинском, Глазовском, Сарапульском округах. По делу № 458 Вятского наместнического правления за 1791 год, в Вятской епархии насчитывалось 499 церквей.
В конце XVIII - начале XIX вв. епархиальное управление включало в себя епархиального архиерея, духовную консисторию как орган управления и суда, благочинных, духовные учеб¬ные заведения, просветительские и благотворительные учреждения, монастыри, собор и архи¬ерейский дом.
Епископом, возглавлявшим вятскую кафедру в этот период, был преосвященный Лаврентий II (Баранович) (1774-1796). Родом он происходил из Путивльского уезда. Хиротония в епископа Вятского состоялась 6 августа 1774г. из архимандрита Новгородского Хутынского монастыря.
На территории кремля тоже было развернуто строительство. Достроен архиерейский дом, появился крытый переход между домом архиерея и кафедральным собором. В кафедральном соборе устроен новый иконостас, Троицкий престол собора отделан серебром, над ним устроен резной балдахин.
Специальным указом Св. Синода Преосвященный принимал участие в открытии Вятского, Перм-ского, Уфимского наместничеств.
За понесенные труды – длительные и утомительные поездки, хлопоты, речи и пр., владыка был награжден большей золотой медалью и суммой в 1000 рублей. Умер владыка 13 марта 1796г. и был похо-ронен по собственному завещанию в холодном храме кафедрального собора на правой стороне алтаря.
В Российской империи второй половины XVIII в. идет активное храмовое строительство. Так, с 1762 по 1799 год количество вновь построенных храмов составило 6383, тогда как за предыдущие 40 лет эта цифра равнялась 4062 храмам. Строились церкви и в Вятской епархии. Преосвященным Лаврентием II с 1774 по 1796 г. было подписано 102 храмозданные грамоты, а епископом Амвросием (Яковлевым-Орлиным) с 1796 по 1804 - 32 грамоты. Новые храмы появились в Вятке, Яранске, Котельниче, Сарапуле, Кукарке, селах Колково, Бахта, Роговое, Коршик, Сунна, Истобенское, Лема, Мухино, Роговое, Арбаж, Адышево, на Ижевском заводе и других местах. Такая активность в храмовом строительстве объясняется как заселением земель, так и введением новых штатов 1778 г., которые зафиксировали норму в 150 дворов на церковь, вместо 300 по штатам 1722 г.
Екатерина II после известного инцидента с ростовским митрополитом Арсением (Мацеевичем) серьезно пересмотрела церковную кадровую политику, результатом чего стало замещение на епископских кафедрах малороссов на великороссов. К 1764 г. из 24 членов Св.Синода малороссы составляли только половину. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем.
В негативном отношении властей и других сословий к церковной иерархии виновато было зачас-тую само высшее духовенство. Вот какую характеристику высшему духовенству XVIII в. дал церковный историк И.К.Смолич: «Высокомерие и властолюбие делаются все более характерными чертами иерархов в XVIII в., исключения легко перечислить: это святитель Тихон Задонский, Гавриил Петров и немногие другие. В мемуарах XVIII в. все чаще появляются свидетельства о над¬менности, жестокости и неприступности архиереев. И если кто был лишен этих пороков, он все равно по меньшей мере разделял общее пре¬увеличенное представление о епископской власти. На уровне епархиаль¬ного управления эта власть действовала безо всяких ограничений, и во многом ее вина в том, что все глубже становилась пропасть между иерар¬хией и народом, в том числе и низшим духовенством, в защиту которого в Святейшем Синоде нередко приходилось выступать представителю го¬сударства… XVIII в. принес с собой новую структуру общества — членение на сословия, резко отличавшиеся друг от друга одеждой, образом жизни, а позднее и мировоззрением. В этой перегруппировке общества епископат стремился остаться наверху и подчеркнуто отмежевывался от простого тяглого среднего сословия».
Кроме того, во время правления Павла I началась раздача орде¬нов высшему духовенству. Митро-полит Платон (Левшин) вначале возражал против этого, но отнюдь не по принципиальным соображени-ям. Его смущала мысль о том, какое впечатление на народ произведет эта явная демонстра¬ция един-ства духовных и светских государственных чи¬нов. Для белого, то есть не монашествующего, духовенст-ва были введены специальные знаки отличия: крест на цепи, фиолетовые бархатные камилавки (особые головные уборы вроде расширяющегося кверху цилиндра) и митры, которые раньше носили лишь архимандриты. Эти «отличные почести» (по указу Павла I) можно было давать не иначе как по воле или утверждению монар¬шему.
На рубеже веков епархию возглавил епископ Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1796-1804). Родом он происходил из города Малоярославца. На кафедру определен 19 мая, а поставлен во епископа 13 июня 1796 года из архимандрита Новоспасского монастыря.
12 декабря 1797 г. Вятское наместничество было преобразовано в губернию. Новая губерния включала в себя 10 уездов: Вятский, Слободской, Глазовский, Сарапульский, Уржумский, Нолинский, Орловский, Котельнический, Яранский. В феврале 1798г. города Малмыж и Царевосанчурск переведены в ранг безуездных городов и в них были закрыты духовные правления.
По пятой ревизии в губернии проживало 974019 человек. Из них 460407 человек мужского пола и 513612 человек женского пола. В среднем годовой рост населения составил 1,3 %, значительно превышая средний прирост по Европейской России, равный 0,81 %.
В губернии преобладало сельское население. Го¬родских жителей в середине 80-х годов XVIII века насчитывалось 16775 человек, или около 2 %. По национально¬му составу население было смешанным. Большинство составляли русские (81,9 %). Остальное население (18,1 %) было представлено удмуртами, татарами, марийцами, бесермянами, тептярями и другими народностями.
Социальный состав населения губернии был следующий: государственных крестьян — 567922 че-ловека, экономических, то есть бывших церковно-монастырских крестьян — 115928, дворцо¬вых крестьян — 69756, помещичьих крестьян и дворовых людей -16858; адмиралтейских крестьян (лашманов), прикре-пленных к морскому ведомству для заготовок корабельного леса — 11580; приписных, вотчинных и по-сессионных рабочих — 34774, ланцев, то есть военизированных крестьян, несших охранную службу в местной ландмилиции, — 9970, мещан — 8564, купцов — 1156, духовенства — 6700. Таким образом, ос-новную массу населения губернии составляли крестьяне (почти 93 % всех жителей), среди которых пре-обладали госу¬дарственные крестьяне. Частновладельческих крестьян было не¬много, всего 9,8 % крестьян-ского населения. При этом около 80 % из них являлись дворцовыми, то есть принадлежав¬шими импера-торской фамилии. Благодаря реформе 1797 года, положение удельных крестьян сблизилось с государст-венными с той лишь разницей, что они платили оброки и выполняли повин¬ности в пользу не государст-венной казны, а удельного ведомства. Что касается фабрично-заводского населения, то оно состояло в боль¬шинстве из прикрепленных к предприятиям крестьян и мастеровых, причем большая часть их (82,8 %) работала на государствен¬ных заводах.
В октябре 1798 г. из ведения вятского Преосвященного было изъято управление делами в Перм-ской губернии. Вятская епархия была отнесена к III классу, епископ Амвросий стал именоваться Вятский и Слободской. После этого события в ведении вятского Преосвященного осталось 344 церкви.
С образованием Пермской епархии, был упразднен и крестный ход, совершавшийся из кафедраль-ного собора к Стефановской церкви города Вятки 26 апреля ст.ст. в день памяти Стефана Пермского.
В 1804 году преосвященный Амвросий был переведен епископом в г. Рязань. После владыки Ам-вросия I вятскую кафедру недолгое время занимал епископ Серафим (Глаголевский) (1804-1805). Он был родом из Москвы. В Вятку переведен из епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Вскоре перемещен на смоленскую кафедру.
Следующий вятский преосвященный Гедеон (Ильин) (1805-1817) также происходил родом из Мо-сквы. Сын причетника, учитель поэзии, затем священник Успенского собора Московского Кремля он принял постриг после смерти жены. Во епископа Вятского поставлен из архимандритов Истринского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
При владыке Гедеоне построен крытый коридор от колокольни Кафедрального собора до храма, называвшийся в народе «Симеонова паперть». Свое название он получил от храма во имя Симеона Столпника, располагавшегося под колокольней. Кроме того, были построены каменные дома для служи-телей и певчих Кафедрального собора. Эти постройки, в отличие от храмов кремля, сохранились до на-ших дней.
По воспоминаниям современников, владыка любил громогласное пение. Обладал вспыльчивым характером, но был отходчив. За многочисленные заслуги 27 сентября 1810 года владыка был награжден императором орденом св. Анны I степени.
В начале XIX века Вятская епархия представляла собой следующую картину. Всего в епархии на-считывалось 320 церквей и 18 соборов. Наибольшее число приходских церквей было в округах Слобод-ском - 49, Вятском – 44, Яранском - 41. Наименьшее число в округах Нолинском - 23, Сарапульском - 27, Котельническом - 28. Однопричтовых приходов насчитывалось 139, двухпричтовых - 130, трехпричто-вых - 69 (последних особенно много было в Вятском, Сарапульском и Нолинском округах).
Количество священно- и церковнослужителей по штатам должно было составлять 2227 человек: протоиереев - 18, священников - 606, диаконов - 391, дьячков - 606, пономарей - 606. Трехпричтовые при-ходы имели 2-х диаконов. По факту на 1806 год было: протоиереев - 14, священников - 549, протодиако-нов - 1, диаконов - 336, иподиаконов - 2, псаломщиков - 2, дьячков -557, пономарей - 559, сторожей и зво-нарей - 34, штатных певчих - 24. Итого -2078.
В то время существовала практика «закрепления» мест за студентами в силу сложившейся тради-ции. Иногда места закрепляли как приданое дочерей умершего священника, или как место по наследова-нию. Эта практика была прекращена только после указа 1867г. Но в 1806 году мест, «зачисленных за студентами», было довольно много: священнических - 33, диаконских - 39, дьяческих - 38, пономарских - 36. Эта система вела к «окостенению» духовного сословия в рамках сословной системы и разделения его внутри самого себя.
Количество прихожан в разных приходах епархии было тоже неравномерно, от 600 человек до 7000 человек. Были церкви с очень большими приходами. Так Дмитриевская церковь Воткинского завода имела приход 10700 человек, церковь села Кичма - 9300.
Нельзя не упомянуть еще о некоторых событиях, произошедших во время правления владыки Ге-деона.
12 июня 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись во владения Российской империи. Началась Отечественная война. Армия Наполеона насчитывала около 450 тысяч человек, в то время как русская армия всего около 220 тысяч.
В этой ситуации 6 июля 1812 года был издан правительственный указ о народном ополчении. В этом указе русский народ — «храброе потомство храбрых славян» — призывался на защиту отечества.
По указу в 16 губерниях Европейской России были созданы 3 ополченческих округа: Петербург-ский, Московский и округ Поволжья; 8 центральных губерний обязывались поставлять воинов-ополченцев для охраны Москвы и ее окрестностей: 2 губернии — Петербургская и Новго¬родская — для охраны Петербурга, остальные 6 губерний — Казанская, Вятская, Костромская, Нижегородская, Симбир-ская и Пензенская должны были поставлять резервы для регулярной армии.
Вятская губерния была отнесена к третьему ополченческому округу — округу Поволжья, коман-дующим которого был назначен генерал-лейтенант граф Петр Александрович Толстой.
В ополчение, как правило, принимались мужчины от 17 до 45 лет. Отбор ополченцев был самый тщательный. Больные и непригодные к службе мужчины в ополчение не принимались. Было много случаев, когда юноши 16 лет и мужчины старше 50 лет шли в ополчение добровольцами. Больше всего ополченцев было среди крестьян. Добровольцы осаждали начальников ополчений и требовали зачисления их в народную армию.
Особенно сильное желание сражаться с неприятелем было у моло¬дежи, в частности, у учащихся Вятской духовной семинарии. Безусые 16—17-летние юнцы наперебой осаждали своих начальников, просили раз¬решения записаться добровольцами в народное ополчение. В прошениях они писали, что хотя они и молоды, но «рука их крепка, оружие не выпадет из оной», подчеркивали, что они считают своим долгом с оружием в руках «пролить кровь... на ратном поле». Так вступили добровольцами учащиеся семинарии по отделению поэзии: Алексей Лобовиков (16 лет), Иван Попов (17 лет), Семен Чернышев (17 лет), Иван Шишкин (17 лет); по отделению риторики: Александр Феофилактов (17 лет), Алексей Галкин (17 лет), Петр Сушков (17 лет) и другие.
Были добровольцы и из среды низшего духовенства, например, священник из села Кстининского Иван Зонов, служитель духовного ведом¬ства Никита Кибардин (16 лет) и многие другие.
Вятское ополчение принимало участие во взятии крепости Дрезден 1-30 октября 1813г., Магдебур-га и Гамбурга. Многие из отличившихся ополченцев были награждены памятными медалями. Изучение этой славной страницы Вятской истории и участия в нем духовенства, еще ждет своего исследователя.
Еще одним событием в истории этого периода явилось основание в Вятке отделения Российского библейского общества. В 1812 г. император Александр I разрешил князю А. Н. Голицыну открыть в Пе-тербурге русский филиал Британского и зарубежного Библейского общества (British and Foreign Bible Society). Первоначальной задачей Библейского общества было издание книг Ветхого и Нового Завета на языках неправославных жителей Российской империи. В 1814 г. оно было преобразовано в самостоятель-ное Российское Библейское общество, в которое вступило и немало церковных иерархов, например, ми-трополиты Киевский и Петербургский, а также ректор Петербургской Духовной Академии архимандрит Филарет Дроздов. Кроме того, среди членов Общества было много представителей белого духовенства, например священник Г. П. Павский.
Владыка Гедеон состоял членом общества с 1813 года и для распространения текста Священного Писания и знаний о нем захотел основать отделение Библейского общества в г. Вятке. По его приказу священник Богоявленского собора г. Вятки и законоучитель гимназии о. Николай Трошин начал собирать пожертвования по добровольной записи. От духовенства городов и сел губернии поступило 445 рублей, а ко дню открытия – 1010 руб.
Торжественное открытие состоялось 18 апреля 1817 года. Было избранно 15 директоров из вят-ской гражданской и духовной элиты, 2 секретаря и 1 казначей. Собранием было постановлено, что город-ское общество передает в фонд Библейского общества единовременно 460 рублей и 825 рублей ежегодно. Дело несколько замедлилось из-за кончины владыки Гедеона, хотя уже ко второму собранию 21 июля 1817 года было собрано 4674 р.02 коп.
3 мая 1817 года в Вятке умер преосвященный Гедеон и был похоронен в холодном храме Кафед-рального собора при южных вратах алтаря.
Следующим вятским архиереем становится владыка Амвросий II (Вышезеров). Владыка происхо-дил родом из Новгородской губернии, окончил Александровскую семинарию и был учителем риторики. На вятскую кафедру переведен из архимандритов Московского Донского монастыря указом Св. Синода от 17 июня 1817 года. Хиротония состоялась 15 июля 1817 года. Уже будучи вятским архиереем, владыка часто проповедовал и учил других активной проповеди Евангелия
Владыка Амвросий II не оставил начинания своего предшественника и уже 2 октября 1817 года письменно уведомил губернатора «о принятии им звания вице-президента» вятского отделения Россий-ского библейского общества.
От вятского духовенства, кроме владыка Амвросия II, директорами были избраны Феофилакт – настоятель Слободского Кресто-Воздвиженского монастыря, Емелиан Леоньтьев – протоиерей кафедрального собора, ректор Вятской Духовной семинарии, Гавриил – протоиерей Богоявленского собора, профессор Вятской Духовной семинарии.
Результат работы общества последовал незамедлительно. Уже в 1819 году вятское отделение Биб-лейского общества открывает 200 приходских сельских школ. Для этого казенные крестьяне платили на-лог 10 коп. с души, в результате чего собираемая сумма составила 44 000руб. (220 руб. на одну школу). Школы были открыты фактически в 2\3 сел Вятской губернии, что значительно повысило уровень гра-мотности простого народа.
Забота о храмах и монастырях всегда была в центре внимания вятских архиереев. При епископе Амвросии в кафедральном соборе был устроен новый иконостас, собор украшен настенной живописью. К колоколам, подаренным епископом Серафимом, присоединился большой «полиелейный».
28 октября 1822 года владыка Амвросий II был перемещен на архиепископскую кафедру в То-больск. Сменил владыку Амвросия на вятской кафедре преосвященный Павел (Павлов) (1823-1827). Он родился в Архангельской губернии. Во епископа Вятского поставлен из архимандрита Ростовского Борисо-Глебского монастыря.
Именно владыка Павел встречал императора Александра Благословенного 8 октября 1824 года. Владыка произнес приветственное слово на приезд императора, за что был пожалован ценным подарком - панагией. Император посетил Вятку, Орлов, Слободской, Глазов и Ижевский оружейный завод. 19 марта 1827 года епископ Павел переведен в Могилевскую епархию.
На вятскую кафедру получил назначении владыка Кирилл (Платонов) (1827-1832). Он родился в Московской губернии. Был сыном священника, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, став доктором богословия. Сразу после приезда в Вятку его избрали почетным членом общества любителей отечественной словесности при императорском Казанском университете. За свою жизнь преосвященный Кирилл не раз был удостоен государственных наград. Среди них орден св. Анны I и II степеней, а также орден Владимира III степени. Назначен в епископа Вятского из епископа Дмитровского, викария Московской епархии.
Во время его правления произошли изменения в Вятской духовной консистории. Консистории по-являются с 20-х годов XVIII в. Их функции были достаточно широкими: делопроизводство, управление землей и владениями епархии, образование. По реформе 1808 г., духовное образование было изъято из ведения консистории и передано Комиссии духовных училищ. С 16 января 1828 года были удвоены оклады служащих консистории. Вятская духовная консистория была причислена к III классу и разделена на 7 духовных правлений. На содержание консистории выделялось теперь 1135руб. 50 коп. и по 120 рублей на каждое духовное правление.
По воспоминаниям современников, «сей Преосвященный, особенно любил во всем торжествен-ность и великолепие, а кротостью своей и ласковым ко всем обращением снискал всеобщую любовь вят-чан». 24 января 1832 года владыка Кирилл был переведен в Подольскую епархию.
Епископы Иоаникий и Нил правили Вятской епархией непродолжительное время, но оставили о себе добрую память.
Епископ Иоаникий (Образцов) (1832-1835) родился в Тверской губернии. Поставлен в епископа Вятского из ректоров Пензенской семинарии и настоятеля второклассного Нижне-Ломовского монастыря.
При нем был выстроен дом для Вятского духовного училища. На чудотворный образ Святителя Николая Великорецкого была изготовлен оклад. В ризницу кафедрального собора был приобретен золо-той крест, украшенный драгоценными камнями.
К этому же времени относится начало деятельности противораскольнической миссии в Вятской губернии.
Мы располагаем статистическими данными о населении Вятской губернии в конце первой трети XIX века. К 1834 году население губернии перевалило за миллион человек, и составило 1166067 человек. Большую часть по-прежнему составляли казенные и удельные крестьяне - 997 963 и 98 561соответственно. Помещичьих крестьян было немного - 20417человек. Мещан – 14 274, обер-офицеров и разночинцев -11 412, купцов -8 134, посадских людей -7 389, дворян наследственных - 1 408. Количество духовенства и причетников оставалось небольшим - 8 134, монашествующих - 76. Таким образом, духовенство и монашествующие составляли 0,7% от населения губернии.
16 ноября 1835 года епископ Иоаникий был поставлен епископом Оренбургским и Уфимским. Его сменил епископ Нил (Исакович) (1835-1838), уроженец Могилевской губернии. Поставлен в епископы вятские из ректора Ярославской семинарии.
Через год после своего прибытия 17 мая 1837 года вятский архипастырь принял участие во встрече высокого гостя. Город Вятку посетил наследник Российского престола цесаревич Александр Николаевич.
В период своей деятельности преосвященный Нил активно поддерживал строительство единовер-ческих церквей, где бывшие раскольники не отказывались от старых обрядов, но одновременно восста-навливали бы общение с Православной Церковью. Особое значение это имело для южных уездов Вятской губернии, где раскол был особенно силен.
23 апреля 1838 года преосвященный Нил был переведен архиепископом на Иркутскую кафедру. Вместо него на вятскую кафедру был поставлен Неофит (Соснин) (1838-1851).
Владыка Неофит происходил родом из Ярославля. Был епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Переведен на Вятку 23 апреля 1838 года. За свою активную деятельность на благо Церкви Хри-стовой владыка неоднократно был награжден орденами и медалями.
Владыка активно занимался вопросами просвещения языческих народов проживавших на территории губернии. Новообращенные черемисы не были крепки в вере и постоянно отпадали в свою прежнюю веру.
В ноябре 1835 года в ссылку в Вятку прибыл строитель храма на Воробьевых горах архитектор Александр Лаврентьевич Витберг. Именно ему суждено было вписать одну из самых ярких страниц в истории архитектуры провинциальной Вятки.
Повод был следующий. В 1837 году Вятку посетил наследник Российского престола цесаревич Александр Николаевич. Память об этом посещении городское сообщество решило увековечить, построив храм, посвященный небесному покровителю наследника престола, св. блгв. князю Александру Невскому. С этой целью горожане просили Александра Лаврентьевича сделать рисунок собора для Вятки. Витберг с радостью откликнулся на предложение, так как сам носил православное имя Александр. В 1838 году Витберг составляет проект храма. В начале 1839 года проект был отправлен на утверждение в Санкт-Петербург и вернулся уже утвержденным в конце августа. 30 августа 1839 года преосвященный Неофит с сонмом духовенства совершил торжественную закладку собора.
Помимо этого в пяти верстах от города в селе Филейском была выстроена пятиглавая каменная ча-совня, в которой ежегодно совершались молебны при возвращении Великорецкого крестного хода. Забо-тясь о благообразии главного собора епархии, владыка благословил провести реставрацию интерьера храма. Одновременно с этим провел перестройку и архиерейского дома. Почти тринадцать лет трудился на вятской кафедре преосвященный Неофит. Его служение принесло много богатых плодов на благо Святой Церкви в области развития духовного образования и храмостроительства. 29 марта 1851года преосвященный Неофит был переведен архиепископом в Пермь.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.