Над Чепцою рекою. (О.Н. Виноградов)

in Книги category

Церковь села Чепецко-ИльинскогоЦерковь села Чепецко-Ильинского В 1557 г. было основано село Чепецко-Ильинское и тогда же построена первая теплая деревянная церковь с трапезою в честь святого пророка Илии.
В 1602 г. построена холодная деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Флора и Лавра.
В 1642 г. старая деревянная церковь сгорела. В 1644 г. на месте сгоревшей была построена новая деревянная теплая церковь в то же проименование святого пророка Илии.
В 1652 г. в переписи Караулова значатся две отдельно стоящие церкви: деревянная холодная во имя Введения Пресвятой Богородицы с приделом Флора и Лавра и деревянная теплая Ильинская с приделом Алексия человека Божия.
В 1672 г. холодная Введенская церковь была перестроена в теплую с двумя приделами - святого пророка Илии и Алексия человека Божия. А деревянную теплую Ильинскую церковь отремонтировали и сделали холодной, освятив во имя Флора и Лавра.
В 1697 г. обе церкви обгорели и были разобраны.
В 1699 г. в селе были две разностоящие деревянные церкви – холодная Введенская и теплая Ильинская. В приходе насчитывалось 180 дворов черносошных крестьян.
В 1779 г. обе деревянные церкви были настолько ветхи, что служители писали в Вятскую духовную консисторию о невозможности служить в них, особенно в зимнее время. В ответ на это доношение причту было предписано озаботиться строением новой деревянной или каменной церкви.
21 марта 1780 г. на церковном сходе было принято решение о строительстве в селе новой каменной церкви с двумя приделами. Одновременно прихожане просили вятского купца Шмелева ходатайствовать в Консистории о получении храмозданной грамоты на строительство новой каменной церкви.
30 марта 1780 г. Шмелев с челобитной и заручным приговором ильинских прихожан был в Консистории и сдал оба документа на рассмотрение.
9 апреля 1780 г. Вятский епископ Лаврентий выдал прихожанам с.Чепецко-Ильинского храмозданную грамоту. В ней преосвященный разрешал вместо двух ветхих деревянных Введенской и Ильинской церквей построить каменный храм во имя Всемилостивейшего образа Спасителя с приделами в честь Введения Пресвятой Богородицы и святого пророка Илии.
«Слушав мы поданного 30 марта сего 1780 года села Ильинского Введенской церкви от священнослужителей и старосты церковного с приобщением данного от них строителю города Хлынова купцу Егору Акинфову сыну Шмелеву приговора, коим просили о построении в оном селе, вместо обветшавших деревянных Введения Пресвятыя Богородицы и Святого пророка Илии церквей, в проименовании вновь каменной Всемилостивого образа Спасителева с двумя приделами по правую сторону Введения Пресвятыя Богородицы, по левую святого пророка Илии.
Благословили оную каменную церковь, заложа по церковному чиноположению на восток, строить, по постройке ж убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием. И когда та церковь всем принадлежащим строениям и украшениям приведена будет, тогда об освящении оной просить от нас благословения особым доношением. Дана сия грамота с приложением нашей Архиерейской печати в богоспасаемом граде Хлынове при нашем Архиерейском доме.
1780 года Апреля 9 дня № 84.
Подлинная грамота подписано тако: смиренный Лаврентий Епископ Вятский.
Грамоту принял половник Егора Шмелева Пантелеймон Федоров».
В 1782 г. ветхая деревянная Введенская церковь была разобрана. Строительство каменной церкви началось в тот же год тщанием вятского купца Георгия Акинфовича Шмелева, имевшего проживание в деревне Бобровской Чепецко-Ильинского прихода. Пока шло строительство, церковные службы проходили в ветхой деревянной Ильинской церкви. В приходе насчитывалось уже 199 дворов.
Каменная кладка холодного храма, теплого придела к нему и каменной колокольни была закончена в 1788 г. В теплом приделе сразу же начались отделочные работы.
В октябре 1789 г. состоялось освящение правого придела теплой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Левый придел теплой церкви был освящен во имя святого пророка Илии. Освящал оба придела города Вятки Свято-Троицкого кафедрального собора ключарь иерей Иоанн.
В новой каменной теплой церкви сразу начались службы. А старая деревянная Ильинская церковь простояла в селе еще несколько лет. В последующем она была использована для устройства церковной ограды.
От выдачи храмозданной грамоты 9 апреля 1780 г. и до освящения теплой церкви в октябре 1789 г. прошло полных 10 лет, и все эти десять лет крестьяне ежемесячно вносили свои собственные деньги на строительство церкви.
Прихожане при строительстве церкви сильно обнищали, поэтому отделочные работы в холодном храме шла очень медленно.
А тут еще в 1791 г. был страшно неурожайный год. Не уродились рожь, овес, ячмень, не было травы, не было сена. Уродилась только репа, ей и жили весь год. Картошку в то время в деревнях еще не садили. Вместо нее два раза в лето сеяли репу.
Более семи лет продолжались работы на холодном храме, и лишь в октябре 1795 г. холодный храм был освящен во имя Всемилостивого Спаса и в нем начались службы. Освящение провел Вятской округи села Волкова благочинный иерей Тимофей Филимонов.
Теперь церковь стала называться «Спасской», а не «Ильинской». Село же по прежнему называлось «Ильинским», только сейчас к нему твердо добавилась приставка «на Чепце». А с 1805 г. во всех документах значится «село Чепецко-Ильинское».
В 1805 г. в приходе числится 244 двора, в которых проживает 906 мужчин и 286 женщин всех возрастов.
В 1811 г. в селе значится каменная двухприходная церковь на три престола – в холодном храме во имя Всемилостивого образа Спасителя, а в теплой церкви правый престол Введения Пресвятой Богородицы, левый святого пророка Илии. В приходе 250 дворов, мужчин – 920, женщин – 1081.
В 1816 г. на новой каменной колокольне закончились все отделочные работы и на нее подняли колокола.
В 1829 г. было начато строительство каменной ограды вокруг церкви. И опять все за кровные деньги прихожан. На деньги, оторванные от семьи, от куска хлеба, от нового зипуна для ребятишек, ради красоты храма, ради создания места, где можно отвести душу и излить все свои скорби.
В 1831 г. в записи отмечено, что на алтаре и на теплой церкви деревянные крыши, которые надобно перекрыть новым тесом. В приходе имелась деревянная часовня в 10 верстах от села. У церкви 2 десятины усадебной земли, а 33 десятины пахотной земли священники передали в ведение прихожан, и прихожане запахивают эту церковную землю. У всех служителей дома собственные деревянные.
В самом селе 16 домов, в них 58 душ мужского пола и 73 женского. В деревне Бобровской в двух верстах от села на родине строителя церкви Шмелева Г.А. 6 домов, в которых проживает 29 мужчин и 36 женщин.
Ильинский приход быстро растет. К началу 1884 г. теплая церковь становится тесной.
В ноябре 1883 г. ильинские прихожане отправляют в Вятскую духовную консисторию челобитную с просьбой о расширении приделов теплой церкви с оставлением их в том же проименовании.
25 февраля 1884 г. в Вятской духовной консистории подписан указ о расширении двухпрестольной теплой церкви в с.Чепецко-Ильинском за № 2043.
В этот же год старую кирпичную теплую церковь разобрали.
Для строительства новой большой каменной церкви был заранее заготовлен кирпич и все строительные материалы, поэтому строительство нового храма началось без промедления.
В конце июля 1885 г. кирпичная кладка и устройство кровли было закончено. Правый придел был отбелен и в нем установлен иконостас.
По указу консистории от 25 сентября 1885 г. за № 8018 правый придел нового теплого каменного храма был освещен 29 сентября 1885 г. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и в нем начались службы.
21 сентября 1886 г. был освящен и левый придел во имя святого Пророка Илии.
В этом виде Спасская церковь в селе Ильинском достояла до своего закрытия и разрушения.
В том же 1885 г. был построен полукаменный жилой двухэтажный дом под квартиры священно-церковнослужителей. В верхнем этаже находилась квартира священника, а на первом этаже жила просфорница и была сложена печь для выпечки просфор, имелось помещение для монашек и помещение для постоя приезжавших на богомолье крестьян из дальних деревень.
20 июля 1891 г. священником Павлом Сивковым в селе было открыто общество трезвости, которое активно боролось за трезвый образ жизни прихожан.
В 1891 г. случился сильный неурожай, и священник Сивков взаймы раздавал с церковных складов зерно и муку голодающим прихожанам.
В это время в селе насчитывалось 34 дома, в которых проживало 89 лиц мужского пола и 84 женского. В приходе 584 двора, 1675 мужчин и 1791 женщина.
В 1900 г. в церковную казну куплен просторный деревянный дом, в котором отвели квартиру для диакона.
По записи 1906 г. в собственности Спасской церкви находилось три десятины усадебной земли, тридцать десятин пахотной и три десятины сенокосной. Церковным старостой являлся крестьянин деревни Железовской Феофилакт Дмитриевич Шатунов, просфорницей Мария Евгеньевна Сатрапинская, 36 лет.
Из-за последовавшей в скором времени раздачи деревень во вновь организованные приходы в приходе Спасской церкви осталось 384 двора.
В 1907 г. в церковную казну купили новый деревянный обширный дом, в котором разместили квартиру псаломщика. В этом же году возобновлен большой амбар для хранения церковного хлеба.
21 мая 1873 г., при очередном землеустройстве, Спасской церкви было нарезано 53 десятины земли. Но из-за споров с земством и крестьянами земля была отмежевана, остолблена и передана в ведение Спасской церкви только в 1907 г.
В 1914 г. в марте месяце в село приехал Вятский архиерей и сам служил службу в сослужении местного духовенства - священника Василия Федоровича Беневицкого,59 лет, диакона Александра Петровича Наумова,33 лет, и псаломщика Сергея Федоровича Мышкина, 20 лет. В этот день в церкви пел архиерейский хор, а в селе был большой праздник с ярмаркой.
В церковной библиотеке насчитывалось 97 книг церковного содержания и 578 книг светских.
В 1914 г. в самом селе было 4 двора духовного ведомства, в которых проживало 8 лиц мужского пола и 6 женского; 35 крестьянских дворов и в них жило 111 мужчин и 103 женщин; один двор был мещанский. В последнем жил ремесленник, занимавшийся изготовлением и ремонтом конской сбруи, очень почитаемый в селе человек. И еще один двор статский -в нем жил земский начальник с женой.
Церковным старостой был крестьянин Семен Мартынович Малюгин.
В приходе 394 двора, в котором проживало 1349 мужчин и 1420 женщин.
В этом составе село Чепецко-Ильинское и его приход встретили 1917 год.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.