Начало каменного храмостроительства

Именно Владыка Иона начал на Вятке строительство первых каменных храмов – эту созидательную деятельность невозможно было умолчать даже в глухие времена безбожия.
Идею каменного строительства архипастырь принялся воплощать вскоре после приезда. По его благословению 10 апреля 1676 года в г. Хлынове начали копать рвы на месте, отведенном для Троицкого Кафедрального собора. 11 апреля водрузили крест на месте будущего собора.
Дело двигалось споро. Но 15 июня пожар уничтожил главный храм Трифонова монастыря. Новый пожар 3 августа 1679 года уничтожил практически весь город: осталось не больше восьми десятков дворов. Сгорели мужской и женский монастыри. Из всех городских храмов уцелела только загородная Всесвятская церковь. В ней приходилось служить по очереди.
Владыка Иона дал указание срочно заканчивать при строящемся Свято-Троицком Кафедральном соборе придел во имя Великорецкой иконы св. Николая, который архипастырь лично освятил 1 августа 1679 года.
Насколько было важно начало эпохи каменного строительства, можно судить и по тому, что, описывая устройство иконостаса для Кафедрального собора уже в 1730-е годы, историк называет храм «старым Ионинским собором».
Также активное развитие каменного строительства в короткие сроки помогло встать на ноги и окрепнуть местным мастерам. Если Кафедральный собор и архиерейский дом строила московская артель, то к 1690-м годам о пришлых строителях уже не слышно. Подросли свои, впитавшие всё лучшее у столичных мастеров. Вятская артель во главе Иваном Никоновым строила Воскресенский собор в г. Хлынове, Преображенскую церковь вятского женского монастыря, Екатерининскую церковь в г. Слободском и ряд других храмов. Они же в 1697 году заключили договор на строительство Царево-Константиновской церкви.
Именно история с Царево-Константиновской церковью г. Хлынова может служить ярким примером того, как Владыка Иона радел о храмостроительстве.
30 октября 1690 года архиепископ Иона освятил храм. Но в четыре часа ночи 31 декабря 1696 года начался пожар, и к утру, как пишет историк, «от церкви оставались только обгоревшие развалины». Из пламени удалось вынести только образ Знамения Пресвятой Богородицы, крест и Евангелие.
В этой ситуации снова проявилось радение и решительность Владыки Ионы. Он велел собрать для возрождающегося храма из городских церквей необходимые служебные вещи, разрешил служить царево-константиновскому причту службы в малой Спасской церкви на торгу. Призвав горожан жертвовать на восстановление храма, вдохновил их своим примером, первым внеся пожертвование.
Более того, Владыка приказал написать храмовый образ и 14 января 1697 года с торжественным крестным ходом перенес его в малую Спасскую церковь вместе с другими уцелевшими иконами, положив начало молитвенному возрождению храма, доказывая, что Господь благословляет благое устремление.
Уже 31 мая 1697 года «под каменную церковь Царя Константина зачали церковь копать». Строили быстро, ладно – и менее чем через два года, 19 марта 1699 года архиеп. Иона освятил новую церковь.
За время служения на Вятке Владыка Иона благословил строительство как минимум 22 храмов (не считая монастырей и часовен).
Только в Хлынове при архиепископе Ионе были построены Успенский (1689 г.) собор, Преображенская церковь (1696 г.) женского монастыря... 13 августа 1693 года был освящен каменный храм во имя нерукотворенного образа Спасителя, причем Спасский храм был возвышен в степень собора.
За время правления Владыки Ионы были построены храмы в сс. Илгань, Красный Яр (Красное), Верховятское (будущий Кирсинский завод), Верхошижемье (после 1678 г.), Касино (1678), Мухино (1687), Нижнее Ивкино (1689), Адышево (1696), Пыжа (конец 17-го века) , Кумены (1678), Чудиново (1687).
Иногда забывается, что в титуле епископа Вятского до 1799 года была вторая часть – «Великопермский». Владыка Иона благословлял в пермской стороне строительство и приходских храмов (например, в г. Кунгуре и с. Карагай), и обителей: в 1675 году была основана Шерьинская пустынь, затем Успенский Верх-Язвьинский мужской монастырь (по случаю явления здесь иконы Божией Матери).
По благословению Владыки построена и освящена церковь в Соликамском Вознесенском монастыре.
Замечательное предание сохранилось в селе Тохтаревском: здесь еще в существовавшем в 17-м веке Богородицком монастыре находилась икона Богородицы Неопалимая Купина. Икона была написана самим Владыкой Ионой и почиталась в 19-м столетии не только в самом Тохтарево, но во всем уезде.
Владыка Иона принял деятельное участие в восстановлении Троицо-Стефановской пустыни в с.Ульяново нынешней Республики Коми. Монастырь был основан свят. Стефаном Пермским (это место считается последним рубежом, который посетил свят.Стефан с проповедью христианства). Со временем обитель угасла. Восстанавливать монастырь начал монах Филарет (Тюрнин) с сыновьями. Известно, что после пожара, уничтожившего храмы обители, о. Гурий Тюрнин ездил в Хлынов и получил грамоту архиепископа Ионы на строительство храма во имя образа Спаса Нерукотворного.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.