Михайловский храм в Чувашах.

in Михаило-Архангельская церковь, Чуваши, Праздники, Страницы истории category

21 Ноября Православная церковь отмечает собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
"Кто как Бог" - так переводится с древнееврейского имя предводителя небесного воинства, в котором соединены все девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.
Низвергнув с небес возгордившегося сатану, архистратиг Михаил вместе со своими помощниками продолжает вести незримую борьбу с силами тьмы, являясь для них столь же грозным, как пророк божий Илия. Не случайно этот "царь небесный, храбрый, сильный, страшный" предстаёт на иконах с пламенным мечом или копьём в руке. Попираемый его ногами дьявол также указывает на непобедимость архистратига.
По церковному преданию архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях: при выходе израильтян из Египта он предводительствовал им в виде огненнаго столпа; защищает Израиль во всех бедствиях; явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона.
С древних времён прославлен архистратиг Михаил на Руси. Защита городов русских Пресвятой Богородицей всегда осуществлялась её явлением с воинством небесным под предводительством архангела Михаила.
Не было на Руси городов без храма или придела, посвященных архангелу Михаилу. Много Михайловских храмов было и в вятских сёлах и деревнях.Был такой храм и в деревне Чувашевской (нынешнее название - д.Чуваши, центр Чувашевского сельского округа).
До построения Михайловской церкви была в Чувашах часовня, освящённая в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина". Строителем этой часовни был местный житель Михаил Степанович Одинцов. Его правнучка Ольга Анатольевна Петрова, певчая Всехсвятского собора Кирово-Чепецка, расспросила своих родных, потомков Одинцова, и получила такой рассказ о судьбах чувашёвских часовни и церкви, их строителей и служителей:
"В селе Чуваши Просницкого уезда в середине 20-х годов прошлого века местный житель Михаил Степанович Одинцов задумал построить церковь. Церкви в Чувашах не было, молиться ходили через реку в село Игумново. В 1925-1926 годах Михаил Степанович с сыновьями построил часовню, которая была освящена в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина". В 1929 году в Вятскую губернию прибыл священник Платон Константинович Авениров. В 58-летнем возрасте он был сослан в наши края из Великого Устюга, где жил в семье священнослужителя. Его отец Константин и двое младших братьев Алексей и Дмитрий служили в храмах родного города. Все трое сыновей о. Константина получили духовное образование в Италии. В период гонений на православие все трое были сосланы в разные уголки России.
Отец Платон вместе с матушкой Марией и последней из двенадцати их детей Антониной поселились в Чувашах. Служил о.Платон и в Чувашах, и в Игумново, также приходилось ездить служить в Филиппово и Пыжу.
В первой половине 30-х годов часовня в Чувашах была преобразована в церковь, для чего приезжали священнослужители из Вятской епархии и освятили её в честь Михаила Архангела (престольный праздник 21 ноября). Приход стал называться Михайловским.
Весело и радостно звонили в праздники колокола Михайловской церкви в Чувашах. Село было большое, народа на площади у церкви собиралось много. Работы не боялись, трудились на славу, и отдыхать и веселиться любили от души.
Но к великому нашему горю репрессии и гонения на Церковь дошли и до наших мест. В 1930-е годы церковь в селе Чуваши была закрыта. Замолчал церковный колокол.
В 1933 году о.Платон умер. Похоронили его на кладбище за железной дорогой. Его могила стала одной из первых на Чувашёвском кладбище. Самый могучий тополь склоняет свои ветви над могилой священника.
Непросто сложилась и судьба моего прадеда Михаила Степановича Одинцова. Большая и дружная семья Одинцовых (а было в ней кроме родителей четверо детей со своими семьями)жила в Чувашах в большом двухэтажном доме с двумя балконами, которые держались на столбах, украшенных узорчатой резьбой, построенном также Михаилом Степановичем Одинцовым.
В 1933 году семью раскулачили. Дом отобрали, а семью выселили в небольшое помещение, в котором готовили корм для скота. Не выселили из родительского дома только мою бабушку (жену сына Михаила Степановича Николая), к тому времени уже вдовую с тремя детьми. В доме, переданном под школу, она работала техничкой, и дети с малолетства помогали ей в этом нелёгком труде: мыли полы, топили печи... В 1943 году школа сгорела после большого пожара. На останках сгоревшего дома моя бабушка с двумя младшими дочерьми во главе с Михаилом Степановичем, которому шёл уже седьмой десяток лет, соорудили небольшой домик, где и жили все вместе. Вскоре после войны Михаил Степанович, строитель чувашёвской церкви, умер.
По желанию жителей Чувашей на том самом месте, где была церковь, стоит сейчас памятный крест, освящённый благочинным Кирово-Чепецкого благочинья настоятелем Всехсвятского собора протоиереем Николаем Федько.
Не пропали даром труды наших славных предков. Поклонимся до земли труженику-крестьянину Михаилу Степановичу Одинцову, построившему в родном селе церковь, и священнику из Великого Устюга Платону Константиновичу Авенирову, прибывшему на нашу землю, чтобы нести слово Божие вятским людям".

Подготовила В. Плотникова.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.