Краткий словарь и список литературы

Антиминс – (греч. – вместо, лат. – престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи.

Архиерей – священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского Собора (680-681гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен. К архиерею принято обращаться: к епископу – “Ваше Преосвященство”, к архиепископу или митрополиту – “Ваше Высокопреосвященство”. Неофициальное обращение к архиерею – “Владыко”.

Бессребреник – святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег.

Благоверный – 1) эпитет, использовавшийся в славословиях в честь римских и византийских императоров и указывающий на строгое следование государя официальным морально-религиозным установлениям; в РПЦ иногда употреблялся по отношению к архиерею как синоним современного “правоверный”, “православный”;
2) титул, употребляемый в богослужениях РПЦ по отношению к членам императорской фамилии;
3) именование царей, князей или императоров, много способствовавших укреплению православия и причисленных церковью к лику святых.

Благочинный – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов одной части епархии – благочиния.

Дьякон (греч. служитель) – священнослужитель, относящийся к первой, низшей ступени духовенства. Имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.

Епархия (греч. область) – церковно-административная единица, управляемая архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов.

Иерей (греч. священник) – священник.

Катехизис – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

Клир – (греч.-жребий) – священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир – совокупность людей, совершающих в нем богослужение.

Настоятель – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме.

Погост – первоначально торговое место, затем место сбора податей. Здесь строилась церковь, появлялось кладбище, образовывалось небольшое селение.

Престол – стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды – нижнюю белую, называемую срачицей, обвитую веревкой; и в верхнюю цветную, называемую индитией. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и лампада.

Престольный, или храмовый праздник, праздник – день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

Придел – дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и один священник не может совершать более одной литургии в день).

Приход – низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром.

Причт – церковные служители и певчие в христианской церкви.

Протоиерей – старший священник в белом духовенстве. Сан протоиерея дается в качестве награждения.

Псаломщик – служитель в церкви, помогающий священнику при совершении обрядов.

Священник – священнослужитель, относящийвя ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч. старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление во священники совершается архиереем через рукоположение.

Священномученик – священник или архиерей, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.

Село – раньше селом называлось крестьянское селение, хозяйственный и административный центр для близлежащих деревень. Обязательной принадлежностью такого селения была церковь.

Руга (новогреч. или от корня “ружить, вооружать, снабжать”) – церковная земля и угодия, отведенные на содержание всего причта; годовое содержание священнику и причту от прихода деньгами, хлебом и припасами по уговору или по положению; плата причту, особенно безземельному, в виде жалованья и помощь хлебом от прихожан.

Храм – здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное – имеющее престол и освященное архиереем.

Уния – объединение, союз.

Часовня – небольшое здание, предназначенное для общественной молитвы – преимущественно богослужений суточного богослужебного круга, в т.ч. часов, откуда происходит название. В отличие от храма часовня не рассчитана на совершение литургии и потому не имеет алтаря.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Издание редакции Вятских епархиальных ведомостей. Вятка. Типо-литография М.М.Шкляевой. 1912г.

2. Материалы Вятского епархиального архива. Церкви Вятского уезда (ф.23, оп. 1, ед.хр. 295), Глазовского уезда, Слободского уезда.

3. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. “Русский язык”. 1980.

4. Энциклопедия земли Вятской. Областная писательская организация, администрация Кировской области.
Том I. Города. 1994.
Том I, книга 2. Села. Деревни. 2002.
Том V. Архитектура. 1996.
Том IV. История. 1995.

5. А.Киселев. Чудотворные иконы Божией Матери в русскоц истории. Москва. Русская книга. 1992.

6. Г.Мохова. Вятские иконописцы. Киров. 2001.

7. И.Берова. Прогулки по старой Вятке. Киров. 1995.

8. Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан. Житие и акафист. Москва. 1999.

9. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV Москва. Русский язык. 1980.

10. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр “Православные энциклопедии”. Том V. Москва. 2002.

11. Памятная книжка Кировской области и календарь на 2004год. Издание Кировского областного комитета государственной статистики. Киров (Вятка). 2003.

12. Б.Гнедовский, Э.Добровольская. Дорогами земли Вятской. Москва. 1971.

13. Города Кировской области. Кирово-Чепецк. Кирово-Чепецк. 1984.

14. Усть-Чепца в прошлом и настоящем ( к 90-летию со дня рождения А.М.Перевощикова). Кирово-Чепецк. 1995.

15. Кирово – Чепецк: хроника событий (1615 – 2000гг.). Кирово-Чепецк. 2000.

16. Московский журнал. История государства Российского. N 6’ 2002. Москва.

17. Подборка краеведческих материалов по истории населенных пунктов, входящих в благочиние, районной библиотеке (ДК “Янтарь”).

18. Православный календарь. 2004г. Онега. Москва.

19. Православный церковный календарь. 2004. Издательский совет РПЦ.

20. Православный (перекидной) календарь. 1993. СП “Космополис”. Москва. 1992.

21. Православный (перекидной) календарь. 1992. СП “Космополис”. Москва. 1991.

22. Кировская ТЭЦ-3. Исторический очерк, годы и судьбы, техническое развитие, фотодокументы. Кирово-Чепецк. 1992.

23. Туристские маршруты Кировской области. Киров. 1976.

24. Газета “Вятский край” от 29.01.1991, 28.03.1991, 30.03.1993,
28.07.1993, 17.08.1993, 31.03.1995, 29.08.1995, 11.11.1995, 04.01.1996,
22.02.1996, 03.09.1996, 15.04.1998, 03.07.1998, 17.05.2000, 18.06.2001,
06.12.2002, 01.01.2003, 03.06.2003, 15.01.2004, 23.01.2004.

25. Газета “Кирово-Чепецк” от 16.04.2004, 09.07.2004, 30.12.2004,
06.01.2005, 13.01.2005, 27.01.2005, 03.02.2005, 10.02.2005,
02.06.2005, 16.06.2005, 05.01.2006, 02.002.2006, 23.03.2006,

26. Газета “Кировец” от 07.11.1987, 29.04.1988, 16.02.1989, 18.04.1989,
23.11.1989, 06.01.1990, 18.04.1990, 18.06.1991, 24.09.1991, 28.11.1991,
15.01.1992, 25.04.1992, 16.03.1993, 30.04.1994, 01.07.1994, 06.01.1995,
04.01.1996, 23.01.1996, 07.05.1996, 01.08.1996, 23.08.1996, 01.10.1996,
03.07.1997, 20.12.1997, 04.04.1998, 30.04.1998, 14.07.1998, 06.01.1999,
14.07.1999, 14.02.2000, 04.05.2000, 18.05.2000, 14.12.2000,
01.02.2001, 05.01.2001, 20.06.2001, 29.06.2001, 15.08.2001,
10.10.2001, 18.01.2002, 13.03.2002, 16.04.2002, 10.07.2002,
13.09.2002, 02.10.2002, 09.11.2002, 12.11.2002, 19.11.2002, 21.11.2002,
05.12.2002, 06.12.2002, 05.01.2003, 06.02.2003, 13.02.2003, 29.04.2003,
16.07.2003, 17.09.2003, 06.01.2004, 21.01.2004, 16.04.2004, 25.05.2004,
30.06.2004, 16.07.2004, 04.09.2004, 27.10.2004, 07.12.2004, 28.12.2004,
06.01.2005, 08.02.2005 16.02.2005, 09.03.2005, 03.06.2005, 22.06.2005,
10.08.2005, 27.09.2005, 05.10.2005, 23.11.2005, 03.02.2006, 17.02.2006,
24.02.2006, 23.06.2006, 16.08.2006, 25.08.2006, 04.10.2006, 20.10.2006,
01.01.2007,

27. Газета “Вятский епархиальный вестник” NN 4’1998, 6’1998,
1”2000, 5’2000, 9-10’2003, 5’2004, 2’2005, 3’2005, 6’2005, 9’2005,
11-12’2005, 7’2006,

28. Газета “Вперед” от 04.12.2002.

29. Газета “Отчий дом” NN 7’2004, 8’2004.

30. Газета “Литературная Россия” от 06.04.1990, 13.04.1990,
13.07.1990, 21.09.1990, 12.11.1990.

31. Газета “Кировская правда” от 11.07.1956,15.05.1991, 24.07.1997,
03.07.1998, 03.03.2001.

32. Газета “Вести” от 10.07.1998,

33. Газета “Нива” (Зуевка) от 19.11.1992, 11.11.1993, 11.06.1994,
13.08.1996, 06.02.1997, 31.05.1997, 09.06.1998, 20.06.1998, 23.06.1998,
05.01.1999, 16.03.1999, 27.03.1999, 08.04.1999, 20.04.1999, 07.10.1999,
19.10.1999, 16.11.2000, 27.09.2005, 07.09.2006,

34. Газета “Сельский маяк” (Фаленки) от 23.12.1967, 09.01.1975,
10.01.1987, 3.07.1997, 15.07.1997, 17.07.1997, 24.07.1997, 12.08.1997,
23.08.1997, 28.08.1997, 9.09.1997, 22.09.1998, 28.01.1999, 06.01.2001,
27.02.2001, 29.05.2001, 28.08.2001, 06.11.2001,30.01.2003, 18.08.2003,

35. Газета “Заветы Ильича” (Зуевка) от 28.04.1957, 26.03.1968,
11.03.1975, 15.03.1983, 14.09.1983, 22.05.1986, 09.01.1990,

36. А.Огарков. Путь длиною в 100 лет. Исторические очерки о Зуевке.
Киров. 1998.

37. О.Н.Виноградов. Научно-исследовательские работы по историко-
архивным изысканиям культового зодчества Вятской епархии.
Церкви Слободского уезда. Том 10. Церкви Глазовского уезда. Том 3.
Церкви Вятского уезда. Том 2.
Проектная научно-реставрационная строительная фирма
“Анфилада-Р”, г.Киров.1993.

38. Календарь Вятской губернии за 1880г.
Губернский статистический комитет. Вятка.

39. Описание памятников русской архитектуры по уездам Вятской
губернии. Вып. 44, 48.
Известия императорской археологической комиссии.
Вопросы реставрации. Выпуск 48.
СПБ 1912-1913.

40. Путеводитель.
Архивное управление при СМ УдАССР.
Центральный гос. Архив УАССР.
Ижевск. 1990.

41. Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с
подразделением их на благочиннические округа. Составлен 7 мая
1890г.
Вятка. 1890.

42. Е.Н.Боровикова.
Из истории Фаленского района.
Филейка. 1997.

43. Конфессиональная карта Вятской губернии. Конец XIX – начало
XXвв. Историко-этнографический атлас Кировской области.
Москва. 1998г.

44. А.Балыбердин. Безумие. Хрущевские гонения на вятской земле.
Вятка. 2006.

45. Православный календарь на 2007год.
Лениздат. 2006.

46. Газета “Вятские епархиальные ведомости” за июнь-декабрь 1916г.,
от 18.02.1916, 21.04.1916, 01.09.1917,

47. Личные архивы составителя.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.