Православная культура и современная школа

in Воскресная школа category

Выступление Л. И. Бузмаковой на православных краеведческих чтенияхВыступление Л. И. БузмаковойПравославная культура составляет основу традиционной культуры русского народа, то есть тех обычаев и традиций, корни которых уходят в глубокую древность. Она предохраняет человечество от деградации и даже, возможно, от физической гибели, сохраняя моральные ценности человека, оберегает духовные устои жизни общества. Она способствует сохранению культурного наследия страны.
Мой опыт преподавания обществознания в школе показал, что детей очень интересуют вопросы, связанные с верой в Бога: «Зачем люди ходят в церковь?», «Что такое пост?», «Зачем при крещении человека окунают в воду?» Но ответов на эти вопросы в средней школе нет нигде: ни в курсе истории, ни в курсе обществознания. Например, в 6 классе на уроке истории изучают, что князь Владимир крестил киевлян в Днепре, но объяснения смысла этого церковного таинства не дается. В учебнике обществознания для восьмого класса (автор О.В. Кишенкова) приводятся цитаты из Библии. Например, эпиграф к §3:

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное;
Время убивать, и время врачевать;
Время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться;
Время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни,
и время собирать камни;
Время обнимать и время уклоняться от объятий...

(Библия. Книга Екклесиаста)

Обратите внимание на задание, которое ученики должны выполнить, проанализировав эти слова: «В каком смысле мудрец использует понятие времени? Какое свойство времени раскрывает данное высказывание? Можно ли это свойство проиллюстрировать графически?» А учителю нужно объяснить ученикам, что за книга Библия, что она состоит из нескольких книг, рассказать, кто же такой этот мудрец и какой громадный философский смысл заключен в этих словах.
Если следовать современным программам преподавания, то серьезный разговор о том, что такое религия, можно начинать лишь в одиннадцатом классе при изучении темы «Мировые религии». Рассматриваются буддизм, ислам, иудаизм, католицизм, протестантизм, православие. Хотя среди моих учеников нет представителей других конфессий, кроме православных христиан, все занятия веду по единому плану: регион распространения, основные утверждения, священная книга, пример молитвы, основные обряды. Опыт показал, что на уроке о православии задается не меньше вопросов, чем при изучении буддизма и ислама. Дети, крещенные родителями в православной вере, не слышали ни одной молитвы, не могут даже перекреститься, знают только названия основных православных таинств и обрядов. Когда я в качестве примера православной молитвы прочитала наизусть «Верую», в классе на минуту установилась удивленная тишина, и в этой тишине прозвучал вопрос: «А что это вы сейчас сказали?» И вообще, когда на уроках или во внеурочной деятельности дети задают мне вопросы, касающиеся вопросов веры, я чувствую себя, как партизан на допросе: как бы не сказать чего-то такого, что говорить нельзя.
Учителя находятся на распутье: с одной стороны каждый гражданин России видит, что в последнее десятилетие возрождаются и строятся новые храмы, телевидение транслирует праздничные богослужения, рассказывает о посещении церквей нашим Президентом, министрами и депутатами, появилось множество печатных изданий религиозного содержания. Дети тоже все это видят, задают вопросы, на которые я часто не могу ответить. Почему? Потому что наша школа светская и нет никаких нормативных актов по поводу того, как нужно рассказывать о православной вере в средней школе.
Я обращалась с этим вопросом ко многим людям: к священникам, методистам, педагогам, автору учебников обществознания О.В. Кишенковой и везде получала примерно одинаковый ответ: возможен только культурологический подход, «изучать, но не обучать». Конечно, легко декларировать такой лозунг в изучении вопросов религии, но непонятно, до какой степени этот подход должен распространяться.
Если иконы – только произведения искусства, храмы – памятники архитектуры и только, то как называть служителей церкви – музейными хранителями? В учебнике истории отражен исторический факт, что главнокомандующий Жуков облетел осажденный Сталинград с иконой Божией Матери. Но если икону рассматривать как произведение искусства, то для чего с картиной летать над городом? Почему, когда я, рассказывая про ислам, для примера читаю суру из Корана с листа, то это считается изучением религии, а когда я по памяти могу прочитать «Отче наш» или «Верую», то это – обучение религии. Когда я знакомлю детей с десятью заповедями, обращая внимание только на некоторые из них, то это разрешено программой, а если я скажу, что они написаны в Библии, и там их можно прочитать все, предупредив, что Библию нужно читать стоя, то это уже обучение религии.
Когда мы с детьми из детской школы искусств были на экскурсии в художественном музее имени братьев Васнецовых, экскурсовод в зале древнерусской живописи больше часа рассказывала нам об истории Вели-корецкого крестного хода и иконах святителя Николая Великорецкого. Дети слушали, как завороженные. А я от удивления потеряла дар речи. Экскурсовод говорила так, что возникала стопроцентная убежденность в том, что эта икона творит чудеса. Хотя ни разу не прозвучала присказка, которую я повторяю по пятнадцать раз за урок: «По мнению последователей православной веры...»
На уроках обществознания постоянно возникают ситуации, когда дети задают вопросы о православной вере не с точки зрения культурологии, а именно желая понять учение о Боге. Я, конечно, как могу, отвечаю, хотя понимаю, что нарушаю тем самым принцип культурологического подхода и непоколебимость сформированного научного мировоззрения школьников. Но, с другой стороны, не ответить на вопросы тоже нельзя, потому что спросить им не у кого. Родители, бабушки и дедушки современных детей выросли во времена атеизма в России и поэтому сами ничего не знают. Церкви поблизости нет, книг религиозного содержания дети не читают.
Я внимательно отслеживаю все прения по поводу преподавания «Основ православной культуры» в средней школе и надеюсь, что Министерство образования согласится с тем, что включение в программу этого предмета будет содействовать делу воспитания нового поколения. Путь к благополучию в стране идет через души наших детей. Когда у наших учеников возникнет желание пойти в воскресенье в храм, взяв с собой младших братьев и сестер, когда это станет нормой жизни, тогда и прибавится порядка в стране. Пусть наши дети не только лицезреют красоту православных храмов, но и прочувствуют радость молитвы к Богу, умиротворение после исповеди, счастливую усталость Великорецкого крестного хода, и пусть тогда они сами выбирают, как им жить в этом мире.
ЛЮДМИЛА Бузмакова, учитель обществознания школы с. Филиппово Кирово-Чепецкого района.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.