Благодатное таинство брака

in Проповеди category

Соединение мужчины и женщины является тайной - тайной в смысле непостижимости соединения двух душ, «становления одной плотью», преодоления своей самозамкнутости и допускания в свою жизнь другого человека. Тайна соединения двух людей становится таинством при условии освящения их союза благодатным таинством брака. Происходит не просто соединение двух душ, а совершается таинство, где присутствует третий - сам Бог. Это уже не семья, а малая церковь, где двое идут вместе к одной цели - жизни с Богом в этом мире и в грядущей вечной жизни.
Что касается жизни невенчанных супругов, то, если они верны друг другу, Церковь будет укорять их только в том случае, если они осознают себя христианами, но все же так и не пришли к церковному амвону. Ибо для христианина, по меньшей мере, странно предпринимать любое дело, если он не испросил на него благословения и Божьей помощи. А тем более для такого важного, быть может, самого важного дела, какое у него есть на земле - для любви и созидания новой жизни. Поэтому неблагословленное, немолитвенное сожительство христиан также представляется, по меньшей мере, странным.
Если же это люди неверующие (или нецерковным является один из супругов), но они каким-то образом декларировали свои брачные отношения перед государством, то Церковь не осуждает таких людей. Церковь признает реальность браков, которые заключаются за ее пределами. Когда в XVIII веке началась проповедь русских миссионеров среди калмыков (бывших тогда наполовину шаманистами, наполовину буддистами), крещение часто принимали целыми деревнями. Перед миссионерами встал вопрос: венчать или нет уже существующие семейные пары после их крещения? Они обратились за разъяснением в Синод. Ответ Синода был: не надо. Они уже муж и жена и перед Богом, и перед людьми. В XIX веке св. Иннокентий Московский наставлял священников, миссионерствовавших у сибирских народов: «Никакие брачные союзы и договоры, заключенные до крещения, не считать препятствием к принятию крещения, и никаких заключенных до крещения браков, исключая самых кровных, не расторгать и в разбирательство не входить».
В принятой Архиерейским Собором 2000 года «Социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь». В соответствии с этими предписаниями Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве.
Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Примером смешанных браков являлись многие династические браки, при совершении которых переход неправославной стороны в православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла православие.
Итак, Церковь не благословляет своим членам вступать в брак с людьми иных религиозных традиций, но если такой брак был заключен ранее, до вхождения одного из супругов в православие, то этот брак церковного человека является вполне законным в глазах Церкви.
Это правило применимо и сегодня, в условиях возврата людей к религиозным традициям. Нередки браки не только между христианами различных направлений, но и с мусульманами, и с буддистами. Очень часто так происходит при межнациональных браках, в которых люди принадлежат к религиозной традиции только по национальности. Если один из супругов решит стать православным не по национальности, а действительно вернется к вере, в которой был крещен, то, думаю, он найдет способ объяснить своей половине этот выбор. Церковь допустит такой брак при условии, что дети будут православными, а супруги не будут третировать друг друга из-за религиозных взглядов. Но если супруги исповедуют разную веру всерьез, с соблюдением обрядов и обычаев, с привлечением родственников, конфликт неизбежен, особенно при воспитании детей. Поэтому при создании брака следует очень серьезно подходить к данному вопросу.
Церковь не признает лишь то, что сегодня называется «гражданским браком». Сожительство без государственной регистрации и без церковного венчания - это не взаимное служение, а взаимное использование. Отказом от регистрации и венчания люди говорят, что они не хотят ничем жертвовать, не хотят ничего всерьез друг другу обещать. Под прикрытием красивой фразы скрывается блуд, и отношение Церкви к нему соответствующее.
Священник Всехсвятской церкви Георгий Курасов.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.