Храмовое зодчество XVI века

in Статьи category

Православное храмовое строительство имеет исторические границы. Но грани эти не резкие, а плавно переходящие от одного века к другому. Например, храмовое Средневековье, отличающееся грандиозностью зданий княжеских церквей домонгольского периода, и то же Средневековье, но уже после татаро-монгольского ига, где в четырнадцатом веке приоритетная среда – торгово–ремесленная. Стали разделяться линии постройки храмов на аристократические и на мужицкие. От социального класса зависел и выбор строительного материала – камень или дерево, выстраивалась отделка и украшения. В городских церквях и храмах для знати старались и декорировать соответственно, стили декора пришли, как и некоторые строительные традиции, из Византии, и являли собой роскошное золочение бордюров, стен и аспиды; древнерусских мастеров специально посылали на обучение, чтобы научиться готовить клей и масляную основу, правильно разводить левкас. Первое золочение приписывают к началу шестнадцатого века, но есть доказательство, что золотили и в 15 столетии. Как, например, шатровые храмы: по общему утверждению, шатры вместо куполов начали возводить также в 16 веке, но как же Воскресенская и Троицкая (Покровская) церкви, построенные Великим князем Василием и датируемые 1510-1532 годами?

Возведение шатровых храмов приняло массовый характер ввиду сложности возведения куполов из дерева, так как именно дерево являлось в ту пору основным строительным материалом. Удобство же такого строительства в том, что основание сруба завершается сведенными 8-ю балками в конус (восьмерик) либо 4-мя балками (четверик) и обшивается досками. Кроме скорости строительства и защищенности таких храмов от осадков, подобные крыши выгодно выделялись по высоте среди общих построек горожан (и тем паче, крестьян). Так как примеров шатровых храмов за границей не существовало, то обучали мастерству на Руси. Своеобразные курсы здесь организовали великие мастера плотницкого дела для своих подмастерьев. Их мастерство было до такой степени совершенным, что даже сегодня внутри таких церквей сохранены иконы, утварь, фресковая роспись.
Разумеется, все это требует и сохранности, и реставрации. Нынешние мастера не уступают своим древним «коллегам» в умении передать истинную красоту, сохраняя при этом святость храмного зодчества. Они тщательно готовят растворы и суспензии в строжайших расчетах, по рецептам того времени, когда был построен или освящен храм.
В настоящее время можно и любителю пройти мастер класс по золочению на полимент, познакомиться со средневековой росписью икон. Можно прикоснуться к дыханию той эпохи, почувствовать историю «на ощупь», услышать, что говорят камни, иконы или фрески.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.