История церкви и прихода

in Книги category

Воскресенская церковь с. СунаВоскресенская церковь с. СунаХрамы всегда были гордостью прихожан, по состоянию церковного здания судили о богатстве прихода.
История храма Воскресения в селе Суна Зуевского района во многом повторяет тот путь, которым прошли многие вятские культовые постройки.
В 1686г. по храмозданной грамоте епископа Ионы на месте нынешнего села был основан погост с деревянным храмом, посвященным святому Василию Великом, епископу Кессарийскому – известному теологу и христианскому деятелю начала нашей эры.
Село назвали Васильевским.
25 июня 1694г. в селе была деревянная Васильевская церковь, село называлось Малой Суной.
В 1725г. преосвященным Алексием дана храмозданная грамота от 4сентября на построение вместо ветхой деревянной Васильевской церкви вновь деревянной же церкви. Этой же храмозданной грамотой разрешено старую деревянную церковь разобрать, свозить к реке и спалить огнем, и пепел ссыпать в воду.
В этом же 1725г. дана благословенная грамота от 18 декабря за N 70 на освящение новой Васильевской церкви по прошению попа Петра с причетчиками да старосты церковного Федота Скорнякова.
В 1774г. преосвященным Варфоломеем дана храмозданная грамота от 21 марта за N 510 на построение вместо ветхой деревянной Васильевской церкви каменного храма в честь Воскресения Господня с приделами: во имя св. Василия Великого – правый и во имя св.праведника Артемия Веркольского Чудотворца – левый.
К строительству каменного храма приступили в 1777г.
Церковь возвели в 1779г. по примеру других вятских храмов в модном для того времени “устюжском стиле”. На строительстве работали каменщики под руководством мастера Ивана Карпова сына Рудина. Еще около семи лет понадобилось для полной отделки интерьера и внутреннего убранства, хотя службы начались несколько раньше: 22июня 1780г. Слободского Преображенского собора протоиереем Гавриилом Шутовым был освящен Васильевский придел, Артемиевский придел освящен 1 июля 1781г. десятоначальником Мухинской Благовещенской церкви иереем Иоанном Кибардиным.
Холодный храм освящен 27 сентября 1786 г. Богоявленского Крестовоздвиженского монастыря игумном Димитрием в честь Воскресения Господня.
Колокольня оставалась деревянной до конца XVIII века. На очередном приходском сходе, который состоялся в марте 1796г., всем миром постановили обветшавшую звонницу заменить на каменную. В своем приговоре жители села обязывались “своими трудами построить кирпичный сарай и овин, поставлять на обжиг кирпичи, дрова, бутовый камень, также известь, песок и потребное количество воды”, а “ о сборе церковной казны наивозможное прилагать старание”. Епископ Лаврентий в дозволении от 1796г. на строительство сунской колокольни ставит непременное требование - ”о даче плану и фасаду к здешнему господину губернскому архитектору дать знать повелеть”.
Проект на каменную колокольню в мае 1798г. был составлен первым вятским губернским архитектором Ф.М.Росляковым, а подряд на каменную кладку взял мастер Игнат К ривошеин, окончивший строительные работы в селе Суна в 1804г.
Несколько позже, в 1832г., колокольню соединили переходом с теплым храмом, к которому тогда же пристроили две палатки.
История строительства храма связана с именем не только первого, но и последнего губернского архитектора – И.А.Чарушина, которому в 1898г. была поручена документация на расширение трапезной Воскресенского храма.
В 1902-1904гг. теплая церковь с Васильевским и Артемиевским приделами была перестроена. В перестроенной теплой церкви устроено три престола: правый – во имя св. Василия Великого, освящен 13 ноября 1904г., левый – во имя св. Артемия, третий престол, пещерный, во имя св. Евгения, епископа Херсонского, освящен 23 июня 1909г.
Холодный храм построен в виде квадратной палаты, своды в ней котловые. Окна широкие с дугообразными перемычками, кокошником и наличниками в виде полуколонок. Алтарь пятигранный. Устройство теплого храма, двухпрестольного, одинаково с холодным, своды с двумя длинными пазухами, к востоку устроено средостение с полукруглым пролетом. В храме поставлены два четырехгранных столба. Стены первоначальные, снаружи гладкие; по углам три полуколонны, спущенные на подполки; между окон поставлено по одной полуколонке. Карнизы в виде поясков, зубчиков и кружев; над ними устроены теремки в десять рядов в виде небольших выдающихся брусков с полуваликами и желобками. Кровля двускатная; у спусков ее железные подзоры. Глава одна, пирамидальная.
Иконостас холодного храма четырехярусный со старинными иконами. Стены храма по местам покрыты живописью.
В церкви хранятся две храмозданные грамоты 1725 и 1774гг., два потира с дискосами, лжицами и звездицами 1743 и 1772гг., медное паникадило, оловянные и деревянные блюда.
После реконструкции здание получило необычную пирамидальную композицию. Кроме второго света над теплой церковью – прием довольно часто использовавшийся Чарушиным при перестройке старых храмов, над боковыми помещениями трапезной были возведены четыре главки на деревянных “курмах” . Подобное решение храмового объема более не встречается не только в творческой практике И.А.Чарушина, но и во всей практике строительства культовых зданий на Вятке, что позволяет выдвинуть Воскресенский храм в число уникальных для местного зодчества памятников.
Необычна и фрагментарно сохранившаяся живопись трапезной, которую, как уверяют старожилы, выполнил художник из г. Орлова. Очевидно, живописец был увлечен современным для его времени искусством. Эти росписи можно отнести к живописи модерна с примесью архаичных форм. По полю сводов, арок, стен разбросан орнамент из текучих узоров растительного орнамента, стилизованные кресты, выполненные золотистой масляной краской. В центре свода художник поместил нетрадиционный по трактовке и манере исполнения сюжет Новозаветной истории.
Воскресенская церковь (внутри пещерного храма) с. СунаВоскресенская церковь (внутри пещерного храма) с. СунаК числу особенностей можно отнести и наличие уютного пещерного храма.
Расстояние от г.Вятки – 130 верст, от уездного города – 100 верст.
На приходском кладбище в 1873-1880гг. построена каменная церковь. Престол во имя архангела Михаила освящен в 1880г. А в деревне
Чистюнинской в 1868г. построена деревянная часовня.
Воскресенская церковь с. СунаВоскресенская церковь с. СунаПо данным Статистического описания Вятской епархии за 1909г.: “Притча по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; казенная квартира у одного псаломщика Васнецова, а остальные члены причта имеют свои дома. Земли: пахотной 109 дес., сенокосной 15 дес., леса 5 дес., неудобицы 36 дес., пустующей 27 дес. Братский денежный доход по общей кружке: св/ 510р. 39 к., диак. 340р. 26 к., пс. 170р. 13к., по частной кружке: св. Луппов 252р. 18к., св. Мальгин 113р. 8к., св. Верещ. 339р. 9к., диак. 172р. 46к., пс. Васнец. 84р. 6к., пс. Пинег. 67р. 56к., пс. Мальгин 113р. 8к.; руги на весь причт собир. До 210п. ржи, 250 п. овса, 30 п. ячм.; прихожан: правосл. Рус. 4484 м.п. , 4608 ж.п.; приход состоит из 70 селений расст. 1-12вер. В церкви имеются старинное евангелие изд.1628г. и и две храмозданные грамоты 1725 и 1774гг.”.
Входит в состав второго благочиния Слободского уезда.
25 июля 1878г в селе Малая Суна Владыка Аполлос преподал наставление священникам упрощить свои поучения народу, высокие истины веры делать доступными его пониманию, объясняя их подобиями и сравнениями, и для образца предложил краткое объяснение таинства евхаристии. Владыка приехал в Малую Суну из с.Верхосунья, осмотрел храм, его святыни, приходское кладбище.
Церковь восстанавливается.
6 мая 2004г. восстанавливающийся Воскресенский храм осмотрел Митрополит Хрисанф.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.