История церкви и прихода (1)

in Книги category

Вознесенская церковь с. КаринкаВознесенская церковь с. Каринка В 1674г. преосвященным Вятским Александром дана храмозданная грамота на основание на месте лесного массива села и на построение церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила.
А предшествовало этому прошение жителей слободки Филлиповки чепецкого стана "Рылова Логинко Борисовича со товарищами" к епископу Вятскому и Великопермскому Александру разрешить "ронити лес и в том лесу воздвигнуть теплую церковь во имя Архангела Божия Михаила над речкою Каринкою".
С легендами об основании села тесно связано предание о строительстве церкви: "Села Каринка еще не было, один лес вокруг, да поповские дома, т.к. на горе была часовенка и кладбище, где хоронили мирян и духовных лиц. Церковь сначала хотели строить на угоре у Краюх, а кто-то перенес школу на место нынешней церкви. Потому и решили, что это божье предсказание, и перенесли строительство".
Есть и другая версия этого предания: когда начали строить церковь на горе у деревни Краюхи, то как положат венец, наутро пусто на дворе, нет ничего, а все лежит на месте нынешней церкви. Так повторялось три раза, на четвертый решили строить церковь в Каринке. С тех самых времен и дошло до нас название речки: Кариночка - там, а Каменка - на горе, у подножия села Каринка.
Хотя предания эти и разные, но суть их одинакова: строительство церкви было связано с чудом. А впоследствии Вознесенская церковь стала духовным центром округи и сыграла не последнюю роль в истории прихода.
В 1763г. деревянная Архангельская церковь пришла в ветхость - служить в ней было небезопасно. Причт с прихожанами просит епархию о постройке каменной церкви в то же проименование с приделом в честь Вознесения Господня.
Храмозданной грамотой епископа Варфоломея от 19 февраля 1763г. разрешено строительство каменной церкви. Каменная теплая церковь построена в 1763-1765гг. и освящена во имя Михаила Архангела. Позднее был выстроен холодный храм и освящен в честь Вознесения Господня (1777). Иконы для новой церкви писали местные живописцы - Иван Котленцов и Гавриил Петнин, за что получили из церковной казны 124 рубля.
После постройки каменной церкви деревянная в 1767г. была разобрана. Деревянная же колокольня простояла до конца XVII в., стала приходить в негодность, поэтому 15 июля 1795г. священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников из деревни Кулибинцы просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни производилось на месте под руководством Федора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора Ф.М.Рослякова. Строительные работы продолжались 8лет, с1793 по 1801г., отделочные работы заняли весь летний сезон 1801 года. Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера - братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и 5 фунтов (3292 кг) и был отлит в г. Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым - на колоколе отлит образ Архангела Михаила.
В 1811г. теплая церковь перекладена и устроено два придела: правый – во имя Архангела Михаила, освящен 17 декабря 1813г., левый – во имя святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, освящен 29 октября 1824г.
Холодный храм простоял чуть более 30 лет, и в его стенах образовались трещины. Поэтому прихожане во главе с церковным старостой Терентием Ситниковым и священником подали прошение епископу Иннокентию о строительстве нового храма.
Холодный храм был построен по проекту вятского губернского архитектора А.Е.Тимофеева. В оформлении храма он применил белый камень - опоку. Руководил возведением храма мастер каменных дел, крестьянин из Нижегородской губернии Василий Григорьевич Блинов, сын крепостной Марии Поликарповой. По заключенному договору Василий Блинов обязался разобрать пришедшую в негодность холодную церковь и сложить новую (старая холодная церковь была чуть восточнее). Работы велись с 1835 по 1838г. За работу В.Блинов получил 3500 рублей. Но при осмотре церкви 39 сентября 1840г. благочинный протоиерей Андрей Шерстянников обнаружил недостатки: по стенам и даже по самому своду шли трещины. А в 1841г. губернская комиссия во главе с помощником губернского архитектора Соговниным сделала заключение, что трещины в кладке пошли от слабо положенного фундамента, а часть фундамента осталась от старой церковной кладки. Стены оштукатурили, и трещин не стало видно ни снаружи, ни внутри. Один престол в холодном храме был закончен в 1842г., другой – в 1878г.
Самые ранние сведения об убранстве церкви относятся к 1870г.
Жители села на сходе в первое воскресенье Великого поста 1874г. признали необходимым обновить внутренность холодного храма - в главном и двух боковых алтарях. На сводах алтарей выполнить живопись. Стены расписать под белый мрамор, позолотить карнизы и панели - "оные обвести лентой позолотного орнамента". Живописные работы прихожане решили провести за свой счет, не касаясь церковных средств: средства собирались по деревням, кто богаче, давали на целые полотна, а кто победнее, тот сколько мог. На эти деньги закупались в г.Вятке краски и другие необходимые материалы, этими же деньгами оплачивали труд богомазов. Договор на роспись храма был заключен с живописцем Петром Горевым. Работы велись в течение года. 4 августа 1875г. священники церкви и прихожане "освидетельствовали новую живопись и признали выполненную весьма удовлетворительной".
Живописные украшения покрывали только купол холодной церкви и своды алтаря. В куполе было помещено "Царство славы", в своде главного алтаря - "святая Богородица и Иоанн Креститель".
Крыши были окрашены зеленой краской, кресты - позолочены.
Пол в холодном храме был покрыт опочными плитами, их возили на крестьянских подводах из Кукарки (Советска); в теплом – чугунными рельефными рисунками.
Колокольня стояла отдельно от церкви. Колокола не только призывали к церковным службам, но и отбивали время. На колокольне дежурили сторожа, назначаемые поочередно от каждой деревни. Высота колокольни 40м.
Следующий строительный период относится к концу XIX века.
Теплый храм стал тесен для нужд разросшегося прихода. По наказу прихожан в 1879г. был составлен проект на расширение придельной церкви и устройство перехода, который должен был соединить отдельно стоящую колокольню и здание церкви ( архитектор Максимович). В 1899г. губернский архитектор И.А.Чарушин дополнил проект Максимовича, и в таком виде проект был утвержден губернским строительным отделением.
В 1900г. каменная теплая церковь вновь перестроена и расширена: в апреле под руководством мастера каменных дел Кирилла Федоровича Задорнова были начаты работы, а в июне того же года строительство было закончено, при этом с северной стороны было еще пристроено помещение для усыпальницы. В том же, 1900г., приделы теплого храма были освящены.
Таким образом, всего престолов в церкви было пять: в холодной церкви главный придел освящен в честь Вознесения Господня ( 1842г.), северный придел освящен в честь Успения Божией Матери ( 1878г.), южный – во имя святого Пророка Илии ( 1878г.); в теплой церкви южный придел освящен во имя Михаила Архангела ( 1900г.), северный – во имя св. патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла.
В церкви находился Нерукотворный Образ Спасителя ( 2арш. 3вершк. Х 1 арш. 12 вершк. ), написанный в 1706г. по подобию Новоспасского Московского и поставленный в 1860-х гг. худ. Лапшиным. Была еще храмовая икона Собора Архистратига Михаила, присланная при основании села каким-то князем и поставленная в 1853г.
Приход входил в состав третьего благочиннического округа Вятского уезда, благочинный – священник с.Усть-Чепецкого Александр Заворохин.
Одновременно со строительством церкви велись подготовительные работы по строительству ограды. Строительство ограды началось в 1816г. под руководством местного каменщика Федора Тюрина. Кирпич для стройки изготовлялся на месте. В 1823г. церковная ограда была выложена. С севера и юга от колокольни в западной линии ограды воздвигли палатки. Почти до конца XIX в. решетки ограды были деревянными, и только 3 августа 1892г. указом Духовной Консистории было разрешено на средства из духовной казны изготовить железные решетки. Тогда же в ограде выстроили часовню.
По данным Статистического описания Вятской епархии за 1909г.: “Причта по штату положено: 3 св., 1 диак., 3 пс.; квартиры для причта казенные, кроме диакона Глушкова и псал. Свечникова, которые имеют свои дома; земли: усад. 14 д. 1061 с., пахотн. 87 д. 350 с., сенок. 20 д. 775 с., неуд 6 д. 5 с.; руги соб. На весь причт до 200 п. ржи и 200 п. овса; братский денежный доход: свящ. 599 р. 85 к., диак. 307 р. 34 к., пс. 199 р. 95 к.; прихожан: правосл. Рус. 3471 м.п., 3779 ж.п.; приход состоит из 68 селений, расст. 1 – 11 верст … Археологич. предметы: храмозданная грамота 1674г. и образ Спасителя с надписью: лета 1706г. ноября в 5 день написан сей образ мерою и начерианием против его чудотворного образа, что на Москве у Спаса на новом и что принесен был с Вятки к Москве”. Далее>>

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.