История и архитектурный облик Церкви Сретения в Арбаже

Церковь Сретения п.АрбажСретенская церковь в поселке Арбаж Арбажского района была одним из лучших архитектурных произведений эпохи классицизма в Вятской епархии (на территории Кировской области). Храм являлся важнейшей архитектурной доминантой Арбажа, планировка и застройка которого велись с учетом организующей роли церкви Сретения.

Место расположения церкви находилось на участке четной стороны ул. Советской по оси перпендикулярной к ней ул. Комсомольской. Здание церкви, построенное в стиле зрелого классицизма, имело следующие габаритные размеры в плане: длина — 60 м., ширина — около 18 м. (по трапезной). Высотные размеры: храма — около 35 м., колокольни — около 49 м.

История постройки деревянной и каменной церквей Сретения в Арбаже 

Наиболее раннее упоминание о первом деревянном храме относится к 1766 г. Заложенная в 1803 году, каменная холодная церковь была закончена строительством к 1810 году. До 1837 года при ней сохранялась деревянная звонница, оставшаяся от прежнего храма. Затем и она была разобрана «по ветхости», а колокола временно повешены на столбах.

С благословения епископа Неофита священнослужители заключили в 1842 г. контракт с подрядчиком Ф.А. Трушковым на расширение теплой церкви и сооружение каменной колокольни. Через год эти работы были выполнены. Следующая перестройка теплого храма, относящаяся к 80-м годам XIX века, заключалась в устройстве под полом «духовых» печей по системе инженера Быкова и пристройке двух палаток по проекту архитектора М.В. Дружинина, составленному в 1885 году. Для нужд разросшегося прихода священнослужители в начале XX века вновь решают расширить трапезную.

На этот раз проект реконструкции, подготовленный архитектором И.А. Чарушиным, был утвержден только после устранения ряда замечаний, высказанных членами Императорской Археологической Комиссии, установившей на рубеже Х1Х-ХХ веков профессиональный контроль над всеми ценными в историко-археологическом отношении зданиями.

В те годы к церкви было приписано 8 часовен, одна из которых — каменная — находилась на кладбище (1852 г.), а другие (деревянные, построенные в 1857-1907 гг.), разбросаны по близлежащим деревням. В середине 1930-х гг. Сретенскую церковь разобрали.

 

Архитектурный облик каменной церкви Сретения 

Церковь относилась к типу бесстолпных ярусных храмов. Основной ее объем представлял собой высокий, прорезанный рядом проемов барабан, установленный на кубическом основании. Крутая купольная кровля с четырьмя люкарнами в основании завершалась восьмигранным фонарем с главкой. Стены четверика оканчивались фронтонами, в тимпанах которых располагались характер­ные для классицизма трехчастные окна, привносившие дополнительный световой ярус фасадам памятника. С востока объем храма дополняла полукруглая алтарная апсида. Протяженная трапезная, в которой находилась теплая церковь, имела самостоятельные приделы: южный — во имя Знамения Богородицы и северный — в честь Илии Пророка. В западной части трапезная уширялась засчет выступающих ризалитов с разместившимися в них палатками.

Храмовая колокольня являлась наиболее выразительной частью памятника. Это легкое пятиярусное сооружение, которое отличалось изысканностью и соразмерностью форм, было отмечено безупречным вкусом незаурядного зодчего.

Яркая деталь стройного цилиндрического столпа колокольни — колоннада ионического ордера, окружавшая его в основании. Находившаяся на квадратном постаменте глухого промежуточного яруса, она придавала «воздушность» обтекаемым ротондальным формам, которые дополнительно облегчались широкими арочными проемами. Пространство нижнего яруса зрительно расширяли охватывавшие его четырехколонные портики. Сооружение завершалось тонким шпилем, возвышавшимся над плоским куполом кровли.

В схеме композиционного построения арбажской колокольни нашли воплощение прогрессивные творческие идеи выдающегося русского архитектора И.Е. Старова, заложенные им в начале 1770-х гг. при постройке колокольни Успенской церкви с. Никольское-Гагарино, на несколько десятков лет предопределившие развитие архитектуры классицизма в России.

Основной декоративный мотив трапезной и колокольни — мелкая рустовка стен, которая наряду с арочными завершениями проемов формировала единый художественный образ здания.

Церковную территорию охватывала невысокая ограда, представлявшая собой пирамидальные столбики из отесанных «опочных» блоков, установленные на ленточном основании-цоколе. Прясла между столбами заполняли звенья ажурной решетки, рисунок которой соответствовал строгим правилам классицизма и хорошо вписывался в общий композиционный строй памятника.

Западный фасад памятника флакировали две калитки, поставленные по красной линии улицы. Каждая из них состояла из двух приземистых, расчлененных парными пилястрами пилонов, проемы между которыми перекрывали циркульные арочки.

Источник: Берова И.В., Скопин Е.ЛПамятники архитектуры Кировской области. Арбажский и Кикнурский районы. Материа­лы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Михеев А.А. Киров, 1999 г. — 84 с, илл. 

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.