Государство и Русская Православная Церковь: опыт и перспективы сотрудничества. (Н.Ф. Эльская)

in Книги category

Православное христианство было объявлено государственной религией Киевской Руси в 988 году, что позволило укрепить отношения и сблизиться со странами Европы. Введение православия способствовало также развитию культуры на Руси и усилению власти. Русская Православная Церковь (далее – РПЦ) более 60 лет находилась в зависимости от Византии, и только в 1051 году князь Ярослав Мудрый сумел поставить во главе Православной Церкви русского митрополита Иллариона. Однако до середины XV века константинопольские патриархи продолжали сохранять контроль над РПЦ. Но, тем не менее, политическая роль РПЦ была очень велика.
Московские князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных русских земель в единое централизованное государство и свержение татаро-монгольского ига, широко использовали экономическое влияние Православной церкви и ее авторитет в народе. Важной вехой в истории РПЦ явилось учреждение патриаршества в 1589 году. Этим актом Православная церковь обрела независимость от константинопольского патриарха. Церковная реформа, подчинившая Православную церковь самодержавию, была проведена в 1721 году при Петре I, в результате которой Православная церковь стала по существу частью государственного аппарата. Церковные реформы XVIII века придали русскому православию вероучительную, каноническую форму.
Православная церковь была одним из важнейших институтов государства. Самые трудные времена пережила Православная церковь в период Октябрьской социалистической революции. В Гражданскую войну 1918-1920 годов и в последующие годы в стране массовым порядком идет разграбление церквей и их физическое уничтожение. Но РПЦ под руководством дальновидного духовенства не воюет с Властью Советов, она едина с народом. В 1945 году поместный собор РПЦ завершил процесс реорганизации Московского патриархата и принял «Положение об управлении русской православной церковью». Очень высока роль Православной церкви в борьбе с фашизмом. Православная церковь на деле показала, что она разделяет судьбу народа.
Итоги деятельности РПЦ в новых условиях подвел поместный собор, прошедший в 1977 году. Он ориентировал Московскую патриархию на дальнейшее обновление русского православия, на активизацию деятельности по укреплению своих позиций в современном обществе. 60 – 70-е годы прошлого столетия для РПЦ были временем ужесточения политики государства, в результате чего в стране сократилось число приходов. Деятельность церквей берется правительством под жесткий контроль. И только в конце 80-х годов в СССР начинается тенденция к оживлению и возрождению Православной церкви.
История свидетельствует, что РПЦ сохраняла себя в самых сложных исторических ситуациях и условиях. Эти условия никогда не были благоприятными, но при этом они никогда не оказывали влияния на внутреннюю жизнь церкви. Содержание внутренней определялось в первую очередь верой и учреждением. Церковь постоянно следовала канонам и была востребована народом, при этом была конституцией отлучена от государства.
Ныне православие объединяет людей разного воспитания и образования, представителей разных культур и национальностей, приверженцев разных идеологий и политических доктрин. С точки зрения истории и социологии церкви, с одной стороны, церковь функционирует в обществе как гармонирующий, стабилизирующий орган, с другой – присутствие высокого нравственного стандарта и потенциала в сочетании с огромным авторитетом делает ее роль в жизни общества очень важной.
Годы перестройки и события последнего десятилетия изменили положение РПЦ в обществе. Были устранены многие деформации в отношениях с государством, были приняты законы: Закон РФ СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Закон РФ «О свободе вероисповеданий» и федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Православная церковь входит в систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями.
В соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» РПЦ зарегистрирована в Госреестре религиозных организаций РФ за номером 1. РПЦ со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению и не отказалась ни от одного догмата, в отличие от других конфессий.
Современный статус РПЦ, прежде всего, результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессом становления правового государства и демократизации общества, реализации прав человека, повышения социальной активности общества и утверждения взаимоотношений между людьми.
РПЦ представляет собой хорошо отлаженный аппарат, способный формировать мировоззрение. Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию сознания людей с целью изменения нашего общества в лучшую сторону, повышения нравственного потенциала человека. За последние годы заметно возросла активность РПЦ. Резко увеличилось количество церквей, монастырей, духовных учебных заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятельность. Ведется строительство новых церквей, восстанавливаются прежде закрытые. Государство передает церкви из государственных музеев священные реликвии.
РПЦ на территории России имеет 74 епархии. 50% граждан России считают себя православными. Православная церковь сегодня выполняет социальный заказ. Она была востребована и будет востребована. Церковь – орган, призванный стоять над вечностью и олицетворять собою совесть людскую. Православная церковь сегодня является наиболее авторитетным и почитаемым социальным институтом.
В современной России мы наблюдаем тягу к православию прежде равнодушных к религии людей, рост популярности православных традиций, активное включение религиозного фактора в общественную жизнь. Подобные обстоятельства, равно как и либерализация обстановки вокруг церкви, позволяет ей активно участвовать в общественной жизни, отстаивать свой взгляд на широкий круг светский проблем – от политики, культуры, науки, образования до международных, межнациональных отношений.
Наше судьбоносное время требует от нас ответственности мышления, взвешенности оценок и проявления исторической памяти. Нас должно интересовать не только то, что нам предлагает наука, но и то, что принято церковью. Православие, составляющее жизненный принцип современной цивилизации и прогресса – это средство, способное повлиять на человека и тем самым спасти человечество от разложения.
Безрелигиозное, ориентированное на материальное преуспевание развитие общества может привести к самым негативным последствиям. Опираясь на определяющую роль религиозно-духовного прогресса, церковь провозглашает: «Не культ силы и материальных интересов, а постепенное духовное совершенствование всех – вот основные начала цивилизации, а эти начала, прежде всего, – начала христианские». «Реформа личности» и «Реформа социума» суть единый процесс, цель которого превратить царства человеческие в «Царство Божие». Осуществлять это призвана церковь. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также и спасение и восстановление самого мира. В рамках своего социального служения церковь обращает внимание государства, выступающего носителем и проводником цивилизованности, на целесообразность повышения жизненного уровня народа.
Христианство никогда не согласится с попыткой сделать науку верховным судьей и законодателем во всех сферах бытия человека и, прежде всего, в духовной сфере. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух», учит церковь. Возможно, поэтому вызвало определенную реакцию у общественности открытое письмо Президенту России против сотрудничества церкви и образования, подписанное знаменитыми учеными. Это письмо есть ничто иное, как еще одна попытка решения вопроса об образе и границах влияния церкви в современном обществе.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантирует право каждому гражданину России исповедовать ту религию, которую он пожелает. Закон определяет взаимоотношения между государством и религией, фиксируя наше внимание на том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Закон предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. В соответствии с законом никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Закон дает право на получение религиозного образования. Что же так взволновало наших авторитетных ученых мужей? Русская Православная церковь – место, куда люди идут добровольно, по зову своей души. Наше общество за последние 10 лет потеряло в прямом и переносном смысле уже не одного поколения. Народ без веры обречен на гибель. А может, уже пришла пора менять закон о религии? Может в средней школе в форме факультатива нужно изучать православие как источник нравственности и культурной ценности? Сама жизнь даст ответ на поставленные вопросы. А пока дорога к Храму открыта всем.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.