Город Зуевка

in Книги category

Я рос в краю мазута и угля,
Где люди прямы, а калитки шатки,
Где в паровозной саже тополя
И грачьих гнезд закинутые шапки…
( Б.Марьев “Зуевка”)

Город Зуевка - центр одноименного района Кировской области.
Расположен в восточной части области, в нескольких километрах (6-8) от р.Чепцы ( крупнейший приток р.Вятки ). Расстояние до областного центра, г.Кирова, по железной дороге – 105 км. Население на 1 января 1999г. – 22,3 тыс. человек, в т.ч. рабочих и служащих 6980 человек. Через город проходит железнодорожная магистраль Москва – Владивосток, которая разделяет город на две части – северную и южную.
Населенный пункт на месте современного города возник в 1898 году в связи со строительством по указу императора Николая II железной дороги Пермь – Вятка – Котлас.
Эту дорогу тянули, чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам. Из Глазова железная дорога должна была идти через Фаленки, Богородское и Вятку. Но царский указ был категоричен – дорогу строить самым коротким путем.
Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896г. приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые начинались совсем рядом, тонула там скотина, терялись люди. Там же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки.
В Зуевке нет реки. Между тем недалеко протекает р.Чепца с довольно многоводными притоками - Кордягой и Косой. И кажется странным, почему станция была заложена в стороне от рек, на низком болотистом месте. Почему было выбрано такое неуютное место?
В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, необходимые материалы для которых доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем - из притоков в Чепцу, а затем в Вятку- сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов вполне устраивало такое положение, оно позволяло держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. Поэтому их не обрадовало известие о том, что в районе расположения их фабрик будет строиться станция. Это грозило и утечкой рабочей силы, так как на железной дороге платили в несколько раз больше.
Фабриканты Платунов и Рязанцев не поскупились на взятки, чтобы склонить на свою сторону инженера, руководившего исследовательскими работами. Тот оказался сговорчивым и спроектировал станцию почти между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Самым близким населенным пунктом от станции была деревня Зуи.
Так на топком полуболоте в 1896г. строители заложили будущее паровозное депо и станцию, предварительно вручную прокопав отводные канавы. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счет насыпной земли.
По-настоящему работы развернулись в 1897г. И уже 21 октября 1898г. на участке Вятка – Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов. Скорость составила 16,5 верст в час – в то время это впечатляло.
В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось и расписание движения поездов, и именно в этом расписании в 1898г. впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей д. Зуи).
Сначала поезда ходили через станцию Зуевка один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899г. участка дороги Котлас – Пермь это движение стало несколько интенсивнее.
Поезда ходили медленно. Были случаи: пассажир просит билет до такого-то села, а там нет остановки; кассир говорит: ”А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо”. Бывало и так – просит бригада: “Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон березки хороши, веничков бы наломать”. Иногда причиной незапланированной остановки были грибные места – и бригада, и пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза.
Первым зданием стал станционный домик, затем построили будку техосмотра. Приступили к строительству паровозного депо на 6 канав. За депо выделили 2 пути для проведения осмотра и ремонта вагонов. Одновременно строилась водокачка на Балобановском пруду, откуда вода подавалась в водонапорную башню для заправки паровозов
В первые месяцы начала строительства железной дороги сюда потянулись крестьяне (земли у бедняков было мало, и прокормить большие семьи было невозможно). Сбегали рабочие и от фабрикантов, поскольку там платили всего по 10-12 копеек в день, а на “железке”- по 50-60 копеек.
Жить наемным рабочим было негде, и надо было срочно строить дома.
К моменту пуска железной дороги в пристанционном поселке были построены небольшое здание паровозного депо, водонапорная башня, 7одноэтажных жилых домов, в которых жил начальствующий состав станции и машинисты ( это были, в основном, поляки, немцы, украинцы; так, начальником депо был поляк Богушевич, начальником пути – немец Лянгауэр, единственным врачом – поляк Ясинский), находился фельдшерский пункт, позднее половину одного дома отвели под школу для детей рабочих. Рабочие из крестьян жили в близлежащих деревнях. Все постройки располагались только к югу от линии железной дороги, с северной стороны подступал лес. В первые годы были построены три небольших улицы, вокзал, баня, приемный покой, две частные лавки. Наружное освещение станции и поселка отсутствовало, дороги не имели твердого покрытия, тротуаров не было.
В 1902г. была выстроена Спасская церковь, деревянная, одноэтажная, на каменном фундаменте. По воспоминаниям современников она была очень красива.
В 1903г. в поселке открыта трехклассная начальная школа.
В 1909г. на станционных путях впервые появилось освещение: поставили четыре столба и повесили первые керосиновые фонари.
В 1910г. построили магазин, 8 стандартных домов, открыли транспортное потребительское общество.
“Село расположено на низмине, в болоте, около села растет мелкий лес. Климат нездоровый: болезнь лихорадка очень распространена между жителями. В приходе две школы: одна железнодорожная, в которой учатся исключительно дети служащих на железной дороге, другая земская в деревне Черноусах в 2 верстах. Главное занятие прихожан – хлебопашество и заработки на станции. В селе приемный покой с медицинским персоналом для служащих на железной дороге. Земская же больница в с.Коса в 14 верстах. Волостное правление в селе Сезеневе в 14 верстах, где есть фельдшер” (по данным Статистического описания Вятской епархии, 1909г.).
Станционный поселок в первые два десятилетия почти не рос, да в этом и не было нужды: в сутки через станцию проходило всего несколько поездов.
Поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. Но к 1920-м годам стало ясным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в десяти километрах от железной дороги. 20 мая 1921г. состоялись выборы Зуевского поселкового Совета, в которых приняло участие 1500 человек. Зуевка стала самостоятельной.
В 1920-х – 1930-х годах увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию, что потребовало прокладки второго железнодорожного пути и реконструкции железнодорожных предприятий, которую провели в предвоенные годы. Рос и поселок. В 1924 г. Зуевка становится центром волости, а в 1929г. – районным центром. В район вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов; район входил в Вятский округ Нижегородского края. В поселке организовались типография, маслозавод, мастерские по ремонту сельхозтехники и бытовому обслуживанию, лесхоз и другие предприятия.
Особого развития до 1938г. Зуевка не имела. С 1938г. поселок стал быстро разрастаться и развиваться экономически и культурно.
Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось за счет эвакуированного сюда из западных областей страны населения. И в марте 1944 г. Зуевка получила статус города.
В 1943г. начато строительство второго пути Пермской железной дороги.
В послевоенные годы Зуевка значительно изменила свой облик, появились кирпичные строения, возникли новые предприятия. Безусловно, главными среди них были предприятия, имеющие отношение к железной дороге. Самое первое предприятие, которое возникло в Зуевке, - это паровозное, ныне локомотивное, депо. Оно возникло одновременно со станцией. Чуть моложе его вагонное депо.
Новый толчок в развитии промышленности Зуевка получила в 1960-х годах: ремонтно-механический завод, завод нестандартного оборудования, пищекомбинат, маслозавод, птицефабрика, строительные и другие организации. Улучшилось энергоснабжение города, санитарное состояние.
В сентябре 1964г. через станцию прошел первый электропоезд.
Сейчас в Зуевке несколько средних школ, гимназия, профтехучилище, музыкальная школа, спортивный комплекс с бассейном, детские сады, библиотеки, кинотеатр, ДК железнодорожников, СПТУ, ДЮСШ, историко-краеведческий музей… Имеются три памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне; братская могила воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях. На привокзальной площади установлен паровоз “ФД”, как символ трудового героизма железнодорожников.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.