Благочинный

Благочинный – административное должностное лицо в РПЦ, возглавляющее один из округов, на которые разделены епархии; существуют также благочинные монастырей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестия и нравственность братии.
В древней Церкви аналогичные обязанности выполняли периодевты, которые в середине IVв. заменили хорепископов, зависевших от епархиального архиерея и ограниченных в своих епископских полномочиях и правах. После упразднения института хорепископов периодевты, назначаемые епархиальными архиереями из числа пресвитеров, управляли отдельными частями епархии.
Позднее из должности периодевта возникла должность протопопа. Должности периодевта и протопопа в отличие от хорепископа не являлись пожизненными. В греческих Церквах, где епископов много, а паства епархий немногочисленна, ни в древности, ни в настоящее время эта или аналогичная ей по функциям должность не получила такого развития, как в славянских Церквах, и особенно в России, где епархии во много раз превышают греческие числом пасомых и количеством храмов и где поэтому епархиальному архиерею трудно осуществлять постоянный надзор за всеми приходами.
В РПЦ до XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на которые делилась епархия, осуществляли наместники, заказчики, десятильники, протопопы и поповские старосты. Термин “Благочинный” входил в канцелярский обиход постепенно. Впервые он употреблен по отношению к поповским старостам в “Наказе старостам поповским и благочинным смотрителям” Патриарха Адриана (1697).
Со времени императрицы Елизаветы Петровны заказчики – это должность была учреждена в 1-й половине XVIIIв., были ответственны за сбор податей с духовенства десятильниками в подчиненных им более мелких округах (десятинах) – стали повсеместно именоваться благочинными. При этом должность поповских старост была окончательно упразднена в 1764г. С тех пор священники, управляющие округами, на которые разделены епархии, именуются только благочинными.
Благочинные получали инструкцию от епископа. Первая из известных инструкций появилась в 1745г. в Воронежской епархии, в 1751г. аналогичную инструкцию составил архиепископ Московский Платон (Малиновский). В 1775г. архиепископ Московский, будущий митрополит, Платон (Левшин) составил “Инструкцию благочинных приходских церквей”, которую Святейший Синод объявил обязательной для всех епархий. Основанием для нее послужил “Наказ старостам поповским” Патриарха Адриана. В 1857г. инструкция была исправлена и дополнена; в 1892г. вышло новое ее издание. В соответствии с “Уставом духовных консисторий” в 1-й редакции, 1841г., предусматривалось назначение благочинных епархиальным архиереем из приходских настоятелей в сане протоиерея, реже – священника. Благочинннический округ, находившийся в ведении благочинного, состоял из 10-30 приходов. Если приходов было более 15, архиереем назначался помощник благочинного.
Обязанности благочинного в соответствии с “Инструкцией благочинным приходских церквей” заключались в следующем: 1) через благочинного епархиальное начальство осуществляло надзор над церквами и духовенством округа, для чего благочинный обязан был не реже 2 раз в год посетить все приходы своего округа; 2) через благочинного проводились в исполнение распоряжения епархиального начальства; 3) благочинный мог разрешать священникам отлучаться из прихода на расстояние не далее 25 верст (26,67 км); 4) благочинный устранял недоразумения, возникавшие между священнослужителями, причетчиками, мирянами и клириками, давал советы священнослужителям, разъяснял распоряжения епархиальных властей; 5) благочинный обладал правом суда по таким делам, спорам и жалобам, которые можно окончить примирением: это касалось проступков духовных лиц, не требовавших по закону формального судопроизводства, когда их можно было завершить увещанием, внушением, выговором, при этом священникам благочинный мог делать выговор, а диаконам и причетчикам назначать в качестве меры прощения земные поклоны в церкви.
Согласно инструкции, благочинный наблюдал за тем, чтобы духовенство неукоснительно исполняло свои обязанности, касающиеся богослужения, распоряжения церковным имуществом и ведения метрических книг. Обо всех недостатках благочинный обязан был немедленно сообщать архиерею. При появлении в приходах лжеучителей, ”ханжей”, кликуш благочинный должен был, если его увещевания не имели успеха, сообщать об этом органам прокурорского надзора. Благочинный обязан был дважды в год объезжать свой округ и докладывать архиерею о состоянии вверенных его надзору приходов. Каждый год благочинный представлял архиерею отчет – т.н. клировые ведомости.
В эпоху реформ 1860-х гг. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы. В эти же годы кандидатов на должность благочинного стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность благочинного была отменена указом Святейшего Синода от 1881г. В процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. вновь выдвигалась идея выборности благочинных. В 1865г. архиепископ Минский Михаил (Голубович) впервые собрал собрание благочинных своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи других епархий. В повестку дня таких собраний включались помимо церковно-административных вопросов учебные дела, в частности выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 1880-х гг. при обер-прокуроре К.П.Победоносцеве такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только административных дел.
По именному указу 1797г., изъясненному в указе Святейшего Синода 1799г., для надзора за монастырями епархий была введена должность благочинного монастырей. Благочинных монастырей назначал епархиальный архиерей по представлению духовной консистории. В епархии с большим числом монастырей могло быть по нескольку монастырских благочинных. Надзор за женскими монастырями поручался благочинным мужских монастырей, в отдельных случаях – смотрительницам благочиния из числа игумений или старших сестер-монахинь, если в епархии был только один женский монастырь. Благочинным ставропигиальных монастырей назначался тот из настоятелей таковых монастырей, кто одновременно являлся членом Московской синодальной конторы. В 1828г. Святейшим Синодом была составлена особая инструкция для благочинных монастырей; на них возлагалась ответственность главным образом за монастырское богослужение, за благочестие и нравственное состояние братии, а также за монастырское хозяйство.
Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918гг. своим ”Определением об епархиальном управлении” установил порядок, согласно которому “границы благочиннических округов определяются Епархиальным собранием”. Собор утвердил новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие окружные благочиннические собрания и благочиннические советы во главе с благочинным. Собор ввел избирательный порядок при замещении должности благочинного: избрание благочинного на 5-летний срок было возложено на благочиннические собрания; избранный кандидат подлежал утверждению со стороны епархиального архиерея. Поместным собором на благочинного возлагалось: “ а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для предъявления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходно-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдении забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, по первом и втором вразумлении, блпгочинный докладывает благочинническому совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуска на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов… з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа”.
В условиях гонения на Церковь положения, принятые Поместным Собором 1917-1918гг., могли быть реализованы лишь частично. Сообразуясь с обстоятельствами времени, Поместный Собор 1945г. в “Положении об управлении РПЦ” вернулся к практике, существовавшей до 1918г. В Положении ничего не говориться ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических советах, введенных Собором 1917-1918гг. Благочинные в соответствии с Положением назначаются епархиальным архиереем. Благочинный является надзорным и исполнительным органом архиерея. Он наблюдает за деятельностью и поведением приходского духовенства, посещает приходы не менее двух раз в год и каждое полугодие представляет архиерею отчет о состоянии вверенного ему округа , в особо важных случаях доносит архиерею безотлагательно. Благочинный ходатайствует о награждении подведомственных ему клириков и мирян. В случае необходимости он делает братские увещания приходским настоятелям и другим клирикам, заботится о том, чтобы миряне приходов, временно оставшихся без священнослужителей, не лишены были духовного окормления.
Устав об Управлении РПЦ, принятый Поместным Собором 1988г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На благочинных Устав возложил обязанность не реже одного раза в год посещать все приходы своего округа и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета. По благословению архиерея благочинный мог созывать священников своего округа на братские совещания.
В соответствии с ныне действующим Уставом РПЦ, принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000г., епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинным, назначаемым правящим архиереем. Их границы и наименования определяются епархиальным советом. В обязанности благочинного входит забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди, “забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти”, “попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов”, “преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни”, устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами “без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею“, предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея, ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян, внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе, забота о религиозном окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей, “наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния”, забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства, “исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей”. В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей благочинного уже не входит предоставление клирикам отпусков.
Благочинный обязан не реже одного раза в год посещать все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих. По указанию правящего архиерея, по просьбе настоятеля, приходского совета или приходского собрания благочинный может проводить заседания приходского собрания. По благословению архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания. Благочинный ежегодно представляет правящему архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе. При благочинном может состоять канцелярия, служащие которой назначаются самим благочинным, но с ведома епархиального архиерея. Деятельность благочинного и состоящей при нем канцелярии финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости – из общеепархиальных средств.
Поместный Собор 1917-1918гг. включил монастыри в благочиннические округа вместе с приходами. В связи с этим была упразднена и должность благочинного монастырей в ее прежнем значении как администратора, в ведении которого состоят все монастыри или часть монастырей епархии. С тех пор должность монастырского благочинного является внутримонастырской: благочинный состоит в подчинении настоятеля и наместника и несет по преимуществу ответственность за совершение богослужений в монастырских храмах, а также за благочестие, нравственное состояние и дисциплину братии.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.