Кукарская жемчужина

Древняя слобода Кукарка, ныне город Советск, обладает жемчужиной вятского зодчества первого этапа его расцвета. Покровская кладбищенская церковь города — один из немногих сохранившихся памятников, рассказывающих нам о становлении каменной летописи края. Первоначально храм принадлежал мужскому монастырю, приписанному Казанской епархии. В 1764 году монастырь был упразднен, а церковь стала числиться приходской.
Относительно времени постройки памятника достоверных сведений нет, но по книге, напечатанной в 1710 году и ранее принадлежавшей Покровскому монастырю, можно определить строительный период 1710—1714 годами. В 1725 и 1774 годах церковь подвергалась пожарам и каждый раз вновь бережно восстанавливалась в своем первоначальном виде. Архитектурно-художественный образ памятника выдержан в традициях зодчества XVII столетия. Архитектура того времени, исполненная редкой живо-писности, так называемым «дивным узорочьем», жизнерадостности была тесно связана с народным творчеством, с деревянным зодчеством.
От храмов, выстроенных в окрестностях города в конце XVII и XVIII веков, кукарскую церковь отличает величавая простота и лаконизм, что придает сооружению большую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двусветного объема с примыкающей к нему с запада трапезной и шатровой колокольней, остается в рамках традиций вятской школы зодчества «первой волны» его развития.
Церковь имеет приземистые пропорции, объемы ее подчеркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках вятского края. В убранстве фасадов нет того причудливого «узорочья», которое характерно для построек XVII века. Наличники из гладких полуколонок несут простой по рисунку трехобломный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема составляют весь декоративный наряд церкви.
Луковичная главка на барабане венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомненно, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт. С виртуозным мастерством древние масте¬ра пользовались пропорциональными соотношениями, придающими силу и монументальность облику скромного памятника, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.