Храм в Жерновогорье

Приход в Жерновогорье был основан в 1860 году. Его сформировали из деревень Кукарской слободы (Советский район). Сначала срубили деревянную церковь, но прихожане решили твердо — выстроим каменный храм.
Были готовы к тому времени чертежи на скромное здание, но деятельный и энергичный священник А. Попов стал хлопотать о проекте грандиозного собора, и обязательно «убранного местной опокой». Заручившись пожертвованием своего дяди — отставного подполковника И. И. Сунцова — в размере 10 тысяч рублей, Попов заказывает проект вятскому архитектору А. С. Андрееву. И тот в июне 1873 года прибывает в Жерновые Горы для личного контроля за строительством.
Храм был выстроен за 6 лет. Освящение главного престола в честь образа Казанской Божьей Матери состоялось в ноябре 1882 года. Каменная колокольня, коридор с палатками для библиотеки были окончены позднее, а в 1906 г. терри¬тория церкви была окружена ажурной оградой на белом цоколе, забранной в опочные столбы.
День освящения вылился в многолюдное гулянье. Очевидец вспоминает: «Средний купол снаружи весь был в огне, а внутри весь храм как бы уставлен всевозможными свечами — у каждого из предстоящих была возжженная свеча. К освящению собралось много народу, так что громадный храм не вмещал молящихся. Были почти все почтеннейшие жители из слободы Кукарка. По окончании литургии в доме председателя церковно-приходского попечительства С. А. Елькина предложена была для посетителей трапеза...»
Богач, владелец жерновогорских разработок Елькин вкладывал в строительство храма свои средства с условием, что попечительство возвратит ему израсходованные деньги, правда, без всяких процентов.
Главным источником денежных поступлений был доход от перевоза через реку Вятку. Сумма доходов от перевоза в год составляла от 500 до 600 рублей. В аренду для пополнения церковной казны были отданы торговые заведения. Большие вклады в строительство делали и местные богатеи, а бедняки вносили свой посильный труд, безвозмездно работая на стройке: носили песок, глину, качали воду, подавали кирпич.
Промышленники, вырабатывающие в «деловьях» Жерновой Горы опочный камень, принесли в дар на украшение церкви большую партию известняка. Известно, что только житель села Д. П. Барбашин пожертвовал на нужды строительства камень общей стоимостью в 10 тысяч рублей.
Церковный староста — купец Н. Д. Яковлев — устраивает для главного алтаря иконостас. Сплошь покрытый мягкой резьбой иконостас был главным украшением просторного интерьера. На «иждивение» того же Яковлева были установлены кресты, выкрашены кровли. Для выполнения столярных и кузнечных работ он даже предоставил свою кузницу.
На церкви работала артель местных каменщиков во главе с мастером Тюриным. Современники отмечали мастерство, с которым были написаны нижегородским живописцем Салабановым иконы в иконостасе, который выполнил вятский резчик Ильин. По желанию прихожан иконостас не позолотили. Его белоснежные узоры замечательно гармонировали с белокаменными орнаментами фасадов. Свет, льющийся из высоких арочных окон, наполнял интерьер бликами солнца. Они пре-ломлялись в стеклах, зажигались на золоте икон, в ажурных завитках трехъярусного паникадила. В вечерние часы оно вспыхивало всеми 38-ю свечами.
Богатая утварь: паникадила, подсвечники, жертвенник, одежда в ризницу — была закуплена на средства Н.Д.Яковлева. Интересно, что даже колокола являлись даром местных жителей: Барбашева, Старостина, Милютина, Богомолова, Елькина.
Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов — создать величественный собор, украсив его местной опокой, — сбылась. Пышно убранный замысловатым резным орнаментом «храм-сказка» стал гордостью прихожан. Высота этого сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина были равны 25 метрам. Монументальный пятиглавый собор, выстроенный по схеме русско-византийских храмов, словно бисером, был уткан каменной роскошью кружевного одеяния.
Сооружение покоряло не только местных жителей. В мае 1876 г. село посетил обер-прокурор Святого Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь ее белокаменным убранством, написал, что не видел на Руси храмов, так раскрашенных снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами.
А подивиться было чему! Кукарские мастера словно демонстрировали здесь свое мастерство: из мягкого камня с филигранной отточенностью тщательно были вырезаны валики и полочки, пузатые балясинки и граненые колонки, гирьки, зубчики, сложные розетки, витые жгуты-веревочки, полукружия порталов и окон, мелкие арочки. Выделяясь красочными пятнами на фоне нештукатуренных кирпичных стен, они сообщали храму живописность и праздничность, удивляя современников безудержной фантазией народных мастеров-резчиков, взлетом их творческой мысли.
Участь этого красавца храма была решена в годы сталинского мракобесия. В 1938 году собор был разрушен на кирпич, а до нашего поколения дошли лишь старые фотографии да воспоминания старожилов.
Берова Ирина.
Из книги "Прогулки по старой Вятке".

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.