Богоявленская церковь в Яхреньге

Наиболее старые русские деревни на территории Подосиновского района Кировской области (бывшего Никольского уезда Вологодской губернии) были основаны в XV—XVI веках.
К XVI столетию относит древнее предание основание одно го из сел района с удивительно красивым и напевным названием — Яхреньга. Название старинное. В переводе с угро-финского означает «низкая коса, заливаемая речным заливом». Именно это место в XVI веке облюбовал непокорный новгородский крестьянин Коковин, бежавший с горсткой своих сограждан от гнева и наказания царя Ивана Васильевича. Одной из реликвий, привезенной бунтовщиками на беpeг реки Юг, была икона Николая Чудотворца с чудесами, со временем ставшая местной святыней. В честь Николы и срубили новгородцы свой первый храм.
Шло время, село росло, богатело, бойко шла торговля по речному пути с крупнейшим городом русского Севера — красавцем Великим Устюгом. В XVII—XVIII столетиях Устюг оделся в камень. Его многочисленные прекрасные храмы, не похожие на церкви Вологды и самой Москвы, с удивлением рассматривали приезжие.
И решил тогда Петр Коковин — потомок основателя не большого села на реке Юг — возвести каменный храм и у себя, да чтоб был он не хуже устюжских, взял на себя все расходы по строительству новой церкви. Устюжский купец Митрофан Мурогин, с большой выгодой торговавший в Яхреньге, помог подрядить мастеров-каменщиков, которые при ступили к работам в 1760 году, а в 1775 году уже освятили нижний теплый храм во имя Николая Чудотворца, в верхней Богоявленской церкви (храм был двухэтажный) службы начали позднее — с осени 1781 года.
Храм вышел на славу. Стройный по пропорциям, скромно, но со вкусом украшенный декором, достойное творение умелых рук известных своим искусством устюжских зодчих!
Пышные керамические капители — блестящие изделия устюжских мастеров-гончаров — были выполнены для Симеоновского храма по заказу богатея И. Я. Курочкина. Именно эти капители послужили образцом для церкви в Яхреньге. Возможно, Мурогин закупил у Курочкина лишние экземпляры понравившихся ему изразцов. Несомненно одно: великолепные капители яхреньгского храма были делом рук устюжских мастеров-изразечников, создавших свою собственную школу поливной и многоцветной керамики.
Несколько позднее, уже в начале XIX века, возвели колокольню. Тогда же храм был расписан «с уборкой» устюжским мастером Томиловым на пожертвования богатого прихожанина Якова Грибанова. От этой живописи сохранились композиции на алтарном своде: «Тайная вечеря» и «Сошествие Святого духа». Остальные росписи — яркие, многокрасочные, с обилием золотого орнамента — относятся к 1904 году. Они были созданы цеховым живописцем Иваном Калиновским, родом из Великого Устюга.
Что касается внешнего оформления здания, то в 1-й половине XIX столетия храм получает новый наряд. Стены его были отштукатурены, появились новые элементы декора — алебастровые херувимчики, лепные гирлянды и балясины в картушах под окнами. Такой церковь и дошла до наших дней, когда-то она была одной из самых богатых в уезде.
Возрождением памятника одно время занимался директор колхоза «Маяк» Подосиповского района М. М. Иньков. Один из немногих в области, его колхоз взял на себя расходы по реставрации храма. Трудностей достаточно, забот тоже, но и дело потихоньку продвигалось: для яхреньгской церкви уже закуплены колокола, по всем требованиям современной реставрационной науки разработана проектная документация. Началось и производство работ. Но эти добрые начинания потонули в море проблем нашего времени. Так и стоит сиротливо в старинном селе памятник, безмолвно ожидая своей участи.
Берова Ирина,
из книги "Прогулки по старой Вятке".

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.