Белый камень в убранстве церквей

in Архитектурный облик, Статьи category

Среди старинных вятских промыслов известна резьба по белому камню. Центром развития этого редкого ремесла была слобода Кукарка. Выработка мягкого известняка (по местному — опоки) и его обработка да плетение кружев были главным богатством и достопримечательностью древней слободы.

Белый известняк был самым популярным камнем. Он применялся в зодчестве Руси уже с XII столетия.
Единственное в своем роде месторождение этих ископаемых на территории нашей области находится в окрестностях Кукарки (Советский район) у села Жерновые Горы. В старину из камня делали жернова для мельниц, поэтому местечко и получило такое выразительное название — Жерновогорье.
На Вятке нет зданий, целиком выстроенных из кукарского камня. Но уже с XVII столетия опока стала применяться в строительстве — в виде плит для устройства полов, лестничных ступеней и площадок, а также — для облицовки цоколей и получения щебня. 
Небольшие опочные плиты иногда «вмуровывались» в кладку кирпича. Это декоративные вставки из белого камня с вырезанными на них крестами над окнами Успенского собора, Трифонова монастыря (1684—1689 гг.) и Преображенского храма женской обители (1696 г.).
Местные зодчие в это время предпочитали украшать здания тесаным кирпичом. И лишь с наступлением века XIX картина резко меняется. В прошлое уходит кирпичное узорочье. С приходом классицизма интерес к опоке увеличивается. Из опоки выполняют части колонн, карнизы, столбики оград и ворот, вазы и другие украшения фасадов. 
В качестве примеров можно привести наиболее яркие постройки архитектора А. Е. Тимофеева (автора ротонд в парке им. С. Халтурина), в оформлении которых применен белый камень. Это — Вознесенская церковь в Каринке (1837 г.) и Преображенская в селе Вожгалы (1833 г.), барабан которой окружали полуколонны, увенчанные пышными белокаменными капителями коринфского ордера.
Опока была применена и при сооружении Александро-Невского собора в Вятке. Великолепные качества этого камня, очевидно, были сразу оценены А. Л. Витбергом, мечтавшим еще в Москве при закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах украсить его белокаменными деталями.
Он облицовывает опокой цоколь галерей Александро-Невского собора, применяет ее в колоннах и «прочих украшениях».
Серафимовская церковь, (1907 г., архитектор И. А. Чарушин); колокольня Слободского Христо-рождественского монастыря, (1898) г., выполненные в псевдорусском стиле, эклектичный Троицкий собор в Уржуме, (1900 г., архитектор В. М. Дружинин) оформлены  белым кукарским камнем. И, наверное, закономерно — самое удивительное сооружение, сплошь покрытое белокаменным «кружевом», было возведено в селе Жерновогорье.
Из книги И.Беровой "Прогулки по старой Вятке".
 
 

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.