Архитектурный облик церкви Иоанна Предтечи

Среди памятников архитектуры Вятки церковь Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую и художественную ценность. Необычайно выразительное по своему облику сооружение выделяется среди однообразных жилых домов. Каждого, кто оказывается здесь,этот храм привлекает необычностью, сказочностью своего образа благодаря кирпичному орнаменту, который покрывает фасады церкви, образуя причудливые гармонии, роскошные и«пряные». Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Мы не знаем имена мастеров, которые возвели этот храм, но сила их таланта, творческого воображения и сегодня вызывает уважение и восхищение.
В ряду памятников вятской архитектуры храм Иоанна Предтечи отличается не только пышностью своего убранства, уникально его объемное построение — здание возведено восьмериком от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси,довольно редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторяет свой деревянный прототип —храм во имя Покрова Богородицы. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова из-за построения в 1709 г. Каменного храма по разрешению архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия была перенесена за старый земляной вал, где«новоселебные» жители во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать новый приход. «Под церковное строение прихожане отвели свободное и приличное огородное место Герасима Шмелева — длиннику и поперечнику по осьмидесяти сажень». 17 июня 1711 г. старый деревянный сруб занял новое место и в том же году был переосвящен во имя Иоанна Предтечи. В ограде храма устроили кладбище, выстроили дома для священника и причетников.
В марте 1714 года священник Лука и Григорий Глухих,ставший церковным старостой, с приходскими людьми вновь подают архиепископу прошение: «...чтоб пожаловал их благословить построить каменную церковь святого пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна... и к строению на ту церковь камень, кирпич, и известь, и железо на связи, всякий лес готовить». Каменный холодный храм возвели за строительный сезон 1714 года. Старая деревянная церковь, где богослужение вели в зимнее время, очевидно, существовала до 1720 года, когда к существующему каменному зданию пристроили теплый придел и, несколько позже, колокольню.
Храмозданная грамота на построение каменного теплого придела во имя Грузинской иконы Божией Матери с колокольницею была дана епископом Алексеем 10 ноября 1723 г. Дата возведения придельного храма и колокольни документально не установлена. От этой части здания до наших дней дошли лишь отдельные фрагменты нижнего яруса колокольни. Представление об облике утраченной колокольни дают старые фотографии и чертеж 1898 года, выполненный губернским архитектором И. А. Чарушиным.
Стилистический анализ каменных колоколен приходскиххрамов первой половины XVIII века позволяет отнести возведение колокольни к 1730 — 1740-м годам. Квадратное в плане основание колокольни несет восьмигранный столб с ярусом звена в завершении и глухим деревянным барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга, получив широкое распространение на местной почве вплоть до XVIII столетия.
Компоновка объемов колокольни (за исключением пропорциональных соотношений), элементы декора аналогичны формам колокольни Троицкой церкви в с. Кстинино Кирово-Чепецкого района (середина XVIII в.), а также колокольне несохранившегося памятника — Стефановской церкви в г. Вятке(1746—69 гг). По своим архитектурно-художественным качествам им близка колокольня Знаменско-Богородицкой церкви в с. Пасегово Кирово-Чепецкого района (40—50-е гг. XVIII столетия), а также колокольня Николаевского собора г. Нолинска (1742 г.). Плоский характер декоративного убранства этих сооружений является стилистическим признаком вятских памятников 40—50-х гг. XVIII в., сменившего «калейдоскопичность» фасадной орнаментики первых каменных построек.
Теплый придельный храм-трапезная во имя Грузинской Божией Матери, примыкая к восьмерику с западной стороны, сообщал ассиметричный характер общей конфигурации постройки.
С 1775 года начались подготовительные работы по перестройке завершения холодной церкви. В обращении к епископу Лаврентию священнослужители писали: «...Предтеченская каменная церковь в прежние времена построена весьма низка, иконостас в ней поставлен не с таким украшением, как в протчих..., приходские люди... желание имеют... каменную Предтеченскую церковь до сводов разобрать, и по выбирке вновь стены и осьмерик наподобия сооруженной здешней градскойЗнамения Пресвятыя Богородицы церкви скласть...» Общестроительные работы и работы по украшению интерьера холодной церкви были завершены к 1781 г. В результате проведенной перестройки холодный храм получил завершение в виде двух последовательно уменьшающихся световых восьмериков.
Несколько раз перестраивалась трапезная. В конце 18 столетия с юга к теплой церкви был пристроен новый придел и освящен во имя святых Захарии и Елизаветы — в результате помещение оказалось тесным и неудобным в эксплуатации.Снова возникла мысль о перестройке. Предположительно, попроекту губернского архитектора Дюсар де Невиля теплый в 1825 году вновь был переложен местными каменщиками во главе с подрядчиком Павлом Смирновым; в приделах установили новые одноярусные иконостасы, а пол выложили из белого камня. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX в. в холодной церкви устроили новый восьмиярусный иконостас с золоченой резьбой. Очевидно в эти же годы на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела, который органично вписался в архитектурный облик памятника.
При перестройке 1825 года над средней частью трапезной были низко сведены своды, что сказалось на освещении теплого храма. В 1898 г. прихожане выразили желание «...расширить малопоместительный и душный по низости свода храм», соединить его с холодным, а в подвальной части по новому общепринятому образцу устроить духовую печь. Проект на переустройство трапезной был составлен И. А. Чарушиным в 1898 г. По нему предполагалось повысить высоту над средней частью теплой церкви, что давало возможность устроить освещение центральной части здания естественным светом. Проект предусматривал также устройство калориферного отопления и соединение теплой церкви с холодной.
Работы были завершены к осени 1898 г.
Освидетельствование перестроенной церкви строительное отделение поручило архитектору Бухгольцу «...с выяснением правильно ли произведены работы и не может ли быть открыта церковь для совершения богослужений без опасности для молящихся». По акту осмотра, составленному Бухгольцем, значится, что «...вся постройка исполнена вполне правильно и прочно: согласно с утвержденным проектом отступлений нет».
Таким храм простоял до 1930-х годов, когда церковь закрыли. Тогда здание лишилось колокольни и восьмериков завершения. И если бы не партийный архив, под хранение которого отвели помещения изуродованного храма, город лишился бы еще одного древнего здания.
Уже в конце 1960-х годов церковь вновь поменяла хозяев. После реконструкции, проведенной в 1969 г., здание распоряжением Кировского областного Совета народных депутатов передали планетарию и областному отделению общества охраны памятников истории и культуры.
За храмом постоянно следили — ремонтировали, белили. Другое дело, не хватало сил провести полную реставрацию с воссозданием утраченных частей. Сегодня такая возможность есть. Хозяином храма снова стала епархия, которая восстановит церковь Иоанна Предтечи в ее первозданной красоте.
Из книги И.Беровой «Прогулки по старой Вятке».

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.