Архитектурный облик Николаевской церкви

Храм приподнят над дорогой на невысокой плоской террасе в основании крутого холма. Живописность ландшафта естественно дополняется восьмью кедрами, хороводом окружившими здание.
Церковь кирпичная, трехпрестольная. Заложена в 1875 г. на пожертвования И.Г.Шерсткова. Кроме главного, Николаевского престола, освященного в 1883 г., в теплом храме были устроены Покровский — с южной стороны — и Пантелеймоновский — с северной — боковые приделы (оба освящены в 1879 г.). В 1908 г. храм частично перестроили. Разобрали рундуки боковых входов, из притвора в теплую церковь прорубили два дополнительных проема по сторонам центрального, значительно расширили арку из трапезной в основное помещение храма. Кроме этого, в трапезной сложили две голландские печи, а главный вход в церковь устроили с запада, проделав сквозной проем в нижнем ярусе колокольни.
Эклектичный по стилю облик памятника вобрал в себя элементы, присущие русско-византийской архитектуре, которые сочетаются с мотивами великоустюжского барокко. Близкий прототип — Успенский собор в г. Великий Устюг.
Одноосная композиция церкви в виде правильного вытянутого прямоугольника нарушается с востока выступом полукруглой апсиды. Монументальный бессолпный четверик, стены которого оканчиваются ложными закомарами, венчает пятиглавие на широко расставленных двучастных восьмериках (центральный, более крупный, восьмерик — световой). Над западной стеной здания возвышается восьмигранный столп колокольни. Два яруса звонов через полуярус-пьедестал опираются на мощное полуглавие основания, имеющее люкарны крупного диаметра, Объемное построение доминирующих частей церкви позволяет отнести памятник развитому типу ярусных храмов.
Основные габаритные размеры памятника: длина — 57 м, ширина — 17,5 м, высота колокольни (без шпиля) — ок. 34 м, высота храма — ок. 25 м.
Суховато-сдержанная декорировка явно не справляется с задачей охвата фасадных плоскостей, оставляя часть из них совершенно свободной. Стены четверика и трапезной разделены пилястрами на три части. В средние, уширенные, прясла помещены строенные проемы, объединенные килевидными сандриками. Некоторое оживление фасадной плоскости наблюдается в оформлении верхней части четверика. Архивольты закомар опираются на импосты в виде ширинок, вписанных во фриз здания, который прорезают трехуступчатые рамы сквозных и ложных люкарн. Все декоративные обломы выполнены в технике простого напуска кирпича.
Обширное внутреннее пространство церкви перекрывают кирпичные своды. Храмовый четверик имеет лотковый разомкнутый свод, диагональные грани которого опираются на стрельчатые тромпы. В трапезной свод коробовый с распалубками над всеми проемами. Над притвором цилиндрическое перекрытие, в алтаре — конха. Только палатки, фланкирующие колокольню, перекрыты дощатым настилом по балкам. Оригинальной формы крестовый свод, образованный двумя пересекающимися цилиндрами над четвериком основания колокольни, выявлен во внешней пластике сооружения дугами полуглавий.
В интерьере храма в целом сохранилась настенная живопись. Наибольший интерес представляют росписи в алтаре и на своде четверика, выполненные, очевидно, одновременно с перестройками 1900-х гг. Неизвестный художник, умело скомпоновавший фрагменты в единую композицию написал их в присущей тому времени манере национально-романтического модерна, подражая известным мастерам религиозной живописи этого направления М.В.Нестерову и В.М.Васнецову. «Явление отроку Варфоломею» (северная стена апсиды), «Сошествие Св. Духа» (конха апсиды), Евангелисты (диагональные лотки свода церкви), «Успение», «Вознесение», «Преображение (осевые лотки свода церкви) и другие евангельские сюжеты, помещенные в орнаментальные обрамления, изображены в приглушенных акварельных тонах, удачно заполняя большие плоскости внутреннего пространства церкви.
Уцелела рама центрального трехъярусного иконостаса. Развитая в ширину композиция алтарной преграды имеет четкий ритм вертикальных членений и акцентирующий царские врата крупный декоративный кокошник. Разнохарактерная деталировка остова: романские капители колонок, трехлопастные и килевидные арки оконных рам квадрифолии и остатки резьбы барочного рисунка — свидетельствуют об эклектичности иконостаса, соответствующей общему стилевому строю памятника.
Здание неплохо сохранилось и в настоящее время используется приходской общиной по первоначальному назначению. К числу утрат внешнего облика следует отнести упавший шпиль колокольни.
Памятник представляет интерес как архитектурное произведение провинциальной эклектики с сохранившейся монументальной живописью и предметами декоративно-прикладного искусства.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.