Архиепископ Дионисий, 1700 – 1718

Эпоха архиепископа Дионисия (он возглавлял Вятскую епархию в 1700 – 1718 годах) пришлась на Синодальный период. Хотя Патриаршество было упразднено в 1700 году, а Синод учреждён только в 1721 году, эпоха междупатриаршества по духу была гораздо ближе синодальному периоду с его сломами и революционными нововведениями. 1718 год вошел в историю тем, что Пётр I, разгневанный делом царевича Алексия (см. об этом следующую главу), высказал решительную и по сути окончательную мысль отменить Патриаршество и создать для церковного управления специальную духовную коллегию. Этой коллегией впоследствии и стал Синод.
Но при всем этом душой Владыка Дионисий принадлежал не к синодальному периоду, а напротив – к патриаршей эпохе, к старому архиерейскому укладу.
Дионисий (Ушаков) был поставлен на Вятку 4 августа 1700 году из игуменов Данилова монастыря. В начале февраля 1718 года по обещанию удалился в Данилов монастырь. Но еще целый год руководил епархией из Москвы. В Даниловом монастыре принял схиму с именем Димитрия. В этой обители и умер в 1721 году.
Очень важно, что архиепископ Дионисий правил на Вятке не несколько лет, а достаточно большой срок. Эта укоренённость помогла ему бережно относиться к Вятке, к её историям и традициям… Об этом свидетельствует вроде бы небольшой, но такой радостный факт. 1 ноября 1701 года сгорела церковь Спасского монастыря г. Орлова. Архиепископ Дионисий благословил её строительство. А в 1708 году построил в обители деревянную колокольню с часовней во имя преп.Трифона Вятского. Это, наверное, самое первое посвящение преп.Трифону, известное до сих пор.
Несмотря на временный запрет Петра I в 1714 году строить каменные церкви - все строительные силы империи были брошены на возведение Петербурга – на Вятке благополучно строили именно каменные церкви. Примерами могут служить Иоанно-Предтеченский и Сретенский храмы.
Важно и то, что вместе с архиепископом Дионисием продолжали служить люди из окружения Владыки Ионы, люди, так сказать, его духа и убеждения. Но, наверное, самое главное, что продолжал играть свою благотворную роль «историк Вятского архиепископства» Семён Фёдорович Попов. Так, вместе с архиепископом Дионисием в конце 1704 – начале 1705 года он ездил в Москву, а в 1710 году составил главный труд жизни – «Повесть о стране Вятской». Изучив рукописи Попова, современный историк Д.Уо, убеждается, что главная их идея: «Вся история России – это непрерывный рассказ о Божьей воле». Это же касается и истории Вятки. Не случайно, кстати, Хлынов называется в рукописях Попова «богоспасаемым градом», а Москва – «царствующим градом».
Одной из главных святынь, связывающих духовное пространство Вятской земли во времени, была Великорецкая икона святителя Николая. В 1650-х годах на Вятке начали записывать чудеса от иконы. Это, по-видимому, началось при еп. Александре, получило наивысший взлёт при архиепископе Ионе. Последнее чудо в рукописи того времени датируется временем архиепископа Дионисия, 1711 годом : «7-го августа Чудотворец исцелил от болезни ног Вятского воеводу, стольника царского величества Герасима Дмитриева Плещеева».
Всплеск к местной истории с учреждением епархии был характерен не только для Вятки (но и, например, для Устюга). А на Вятке, где главной святыней был образ святителя Николая, и даже главный храм называли в официальных бумагах «домом Николы чудотворца Великорецкого», список исцелённых не ограничивался вятскими пределами – к нему приходили с Лузы и Вычегды, из Лальска и Устюга, из Тобольска и дальней Сибири, ещё раз подтверждая, что православный народ объединяют именно святыни.
В начале 1701 года был создан Монастырский приказ, которому был отдан не только контроль над церковными вотчинами, но и заведование всеми доходами архиерейских домов. В сентябре в Хлынов приехал стольник Илия Патрикеевич Назарьев, который переписал всё имущество архиерейского дома и приказал не делать никаких займов, средств не тратить, «в случае нужды бить челом в Монастырский приказ».

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.